С механической коробкой
Статистика знает все. По информации аналитического агентства «АВТОСТАТ», россияне в последнее время стали отдавать предпочтение автомобилям с автоматической коробкой передач. В первой половине 2010 года доля проданных автомобилей с «автоматом» составила 32,7% от общего объема продаж.
Оно и понятно – «автомат» существенно облегчает жизнь водителя. Не нужно отвлекаться от дороги, выжимать сцепление, дергать за «ручку». Правда, стоит удовольствие на слишком дешево, да и не все автомобили комплектуются «автоматами».
Большая часть водителей все же ездит пока на автомобилях с «механикой», и далеко не все умеют правильно использовать возможности автомобиля с многоступенчатой механической коробкой передач.
Оптимальная точка
Автоматизм переключения – еще не все. Нужно научиться правильно использовать передачи, чтобы добиться от автомобиля полной отдачи. Нередко можно услышать даже от водителей со стажем: «Мой автомобиль неисправен, плохо разгоняется, а в инструкции сказано, что у него разгон до сотни занимает 10 секунд».
Начнем с того, что время разгона с места до скорости 100 км/ч – «парадный» показатель, характеризующий динамические возможности автомобиля. Снимают его на полигонах или на прямолинейных, горизонтально ровных участках дороги. Водитель должен иметь специальную подготовку, владеть приемами старта с минимальной пробуксовкой колес и ударного переключения передач без сброса оборотов двигателя.
В реальной жизни такой разгон и не нужен, разве что на автомобильных соревнованиях. А вот научиться своевременно переключать передачи стоит.
Мне не раз приходилось сталкиваться с водителями, которые убеждены, что двигатель их автомобиля «боится высоких оборотов». Этот миф сохранился с тех пор, когда на двигателях использовались «набивные» сальники коленчатого вала. При больших оборотах возрастало давление масла, что и могло привести к выдавливанию сальника.
Но с тех пор прошло уже больше полувека, современные двигатели высоких оборотов не боятся.
А неверный алгоритм переключения передач оказался живучим. Многие водители переходят на следующую передачу при достижении двигателем примерно 2000 об/мин. У большинства двигателей крутящий момент при таких оборотах относительно невысок, максимального значения он достигает при 3500 – 4000 об/мин.
Поэтому и автомобиль разгоняется вяло, причем чем выше передача, тем меньше интенсивность разгона. Исключение составляют автомобили с дизельными двигателями и бензиновые с двухступенчатым наддувом. У них максимум крутящего момента обычно лежит в диапазоне от 1700 до 3000 об/мин.
Оптимальная точка переключения передач «вверх» – обороты двигателя, соответствующие максимальному крутящему моменту, т.е. 3500 – 4000 об/мин. Нажимать педаль газа до упора совсем не обязательно – достаточно выбрать половину или 2/3 хода педали. Этого достаточно для интенсивного разгона в потоке движения.
Стрелка тахометра достигла отметки 4000 об/мин – включаете вторую передачу и продолжаете разгон до той же отметки. В городе достаточно – на второй передаче скорость достигает 60 км/ч.
Можно «пропустить» 3-ю и 4-ю передачи, сразу включить 5-ю для равномерного движения. Современные двигатели обладают высокой эластичностью и способны обеспечивать уверенное движение на высшей передаче с 60, а то и с 50 км/ч. Но не все.
У некоторых моделей автомобилей пятая передача сделана «экономичной» и имеет очень маленькое передаточное отношение. Предназначена она только для равномерного движения, разгон на пятой практически невозможен. На таком автомобиле использовать пятую передачу в городе не получится – при каждом снижении скорости придется переходить на четвертую.
На загородном шоссе ограничение скорости выше, можно продолжать разгон после достижения 60 км/ч. Порядок такой же: 3-я передача до 4000 об/мин, включаете 4-ю, и снова разгон до 4000 об/мин. Но на пятую можно перейти и раньше – при таких оборотах скорость на четвертой передаче уже переваливает за разрешенные 90 км/ч.
Переключение «вниз»
Пока речь шла о разгоне со стартом с места. В городе вам приходится постоянно снижать скорость и снова разгоняться, сообразуясь со скоростью потока или поворотами на перекрестках. Ориентироваться нужно по скорости, а не оборотам двигателя. Скорость упала до 50 км/ч – включите четвертую передачу, на ней вы сможете уверенно разогнаться при ускорении потока.
Перед поворотом на перекрестке стоит опуститься еще ниже – на 3-ю или 2-ю передачу, в зависимости от скорости, на которой вы будете поворачивать. Заранее включив низшую передачу, вы обеспечите более интенсивное снижение скорости за счет торможения двигателем. Порой можно обойтись и без использования тормозов.
После поворота – снова разгон до 4000 об/мин, чтобы быстро выйти на скорость потока.
На шоссе переключение «вниз» может понадобиться при обгонах. Далеко не всегда обогнать можно «с ходу», не снижая скорости. Скоростному обгону мешают встречные машины, сплошная осевая, знаки «Обгон запрещен». Приходится пристраиваться к впереди идущему транспорту, ожидая возможности его обогнать.
Естественно, скорость при этом снижается. В ожидании обгона перейдите на низшую передачу, ориентируясь по скорости. При 70 – 80 км/ч обычно достаточно четвертой. Снижение скорости до 50 км/ч потребует включение третьей. Когда появится возможность обгона, вы сможете достаточно быстро разогнаться на одной из низших передач.
Переключение «вниз» может понадобиться на дороге, проходящей по пересеченной местности с крутыми подъемами. Полностью груженный автомобиль не всегда способен преодолеть подъем на высшей передаче. Ориентироваться можно как по скорости, так и по оборотам двигателя. Когда и то и другое начинает снижаться, хотя вы и нажимаете на педаль газа, переходите на одну передачу вниз, не мучайте двигатель.
Снова включить более высокую передачу можно только тогда, когда двигатель снова начал набирать обороты.
Последняя рекомендация. Когда вы стоите на светофоре под красный свет, включайте первую передачу заранее. На многих светофорах сегодня установлены табло, показывающие время. Если его нет, можно сориентироваться по второй стороне светофора.
Не ждите, когда вам загорится зеленый – пока вы включите передачу и тронетесь с места, проходит 10 – 15 секунд, за которые проехать перекресток сможете не только вы, но и еще три-четыре автомобиля.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 41 (835) от 12 октября 2010 года
ОАО «Губкинский мясокомбинат» снова среди лучших на выставке-ярмарке "Золотая осень-2010"