Владимир Хотиненко: «Главное, чтобы киноцентр жил»
В пятницу, 16 апреля, после нескольких месяцев ремонта открылся кинотеатр имени Щепкина. Теперь он официально называется православный киноцентр духовной культуры «Содружество». На открытие приехал режиссер Владимир Хотиненко, представивший зрителям свой новый фильм «Поп».
«Щепкина» стал православным
По случаю открытия киноцентра, который передан Курскому региональному общественному фонду православных традиций, социально-экономического и культурного возрождения «Коренная пустынь», выпустили буклет. В нем, помимо приветственных слов, разместили фотографии из серии «до» и «после». Бывшие арендаторы в свое время сделали внешний ремонт здания, – заметил председатель правления КРОФ «Коренная пустынь» Сергей Локтионов. – Когда мы получили кинотеатр, увидели, что протекает крыша, канализация, уничтожен паркет на 2-м этаже. Чтобы полностью привести все в порядок, потребовалось около 15 миллионов рублей».
И все же многим кажется странной сама идея сделать из старейшего курского кинотеатра православный центр. Если во времена советской власти монастыри становились кинотеатрами, теперь все происходит наоборот. «Именно со сцены киноцентра будет звучать высокое искусство, достойное памяти нашего великого земляка, актера Михаила Щепкина, – заметил на открытии глава администрации Курска Николай Овчаров. – Думаю, и фильмы, которые здесь будут демонстрировать, станут прославлять русский народ, его патриотизм, высокую культуру, духовность». Вопреки ожиданиям, цены на билеты будут не самые низкие – за просмотр отечественных фильмов придется заплатить от 150 до 180 рублей.
– Проделана грандиозная работа, – заявил после небольшой экскурсии режиссер Владимир Хотиненко. – Сейчас главное, чтобы этот киноцентр жил и не превратился в некий музей. Мне говорили, что здесь будут показывать только отечественные фильмы. В принципе, намерение благое – у курян будет возможность узнать, что творится в нашем кинематографе.
Уже событием стала новая работа Хотиненко «Поп». Фильм рассказывает о представителях Псковской православной миссии, созданной на северо-западе России в 1941 году, когда фашистская Германия напала на Советский Союз. Один из миссионеров – отец Александр (его сыграл Сергей Маковецкий) – главное действующее лицо фильма «Поп». Судьба этого человека оказалась трагична, причем его случай – особый. Ведь Псковская миссия создавалась с одобрения гитлеровцев. После войны ее участники воспринимались советскими властями как прислужники фашистов, предатели Родины, которых отправляли в лагеря.
– По большому счету, у нас еще не снимались истории на эту тему, – говорит Владимир Иванович. – А то, что в последнее время у людей проснулся интерес к подобным фильмам, означает, что люди хотят понять смысл жизни, найти для себя иные ценности. При этом наше общество остается атеистическим. И многие не просто критикуют фильм «Поп», но пытаются запачкать меня. Этакий стиль сталинских доносов. Понимаете, если зрители, которые смотрят наш фильм, не верят в силу молитвы, они не совсем понимают, про что кино.
– А со стороны церкви критику слышали?
– Лично – нет, но мне рассказывали, что какой-то батюшка написал, что герой Сережи Маковецкого больше похож не на священника, а на соцработника. Но мы старались не педалировать его деятельность как батюшки, он нам был интересен как человек.
«Чувствую себя беззащитным, если не схожу в церковь»
– Чье мнение для вас важнее – священников или простого зрителя?
– Понимаете, история Псковской миссии до сих пор неоднозначна. Это по-прежнему сложная тема. Мы показали наш взгляд на нее, а кто-то может снять противоположную историю. И это нормально! Знаете, когда после перестройки стал возрождаться интерес к церкви, все бросались к батюшкам с фразой: «Святой отец». И все шарахались – потому что у нас это не в традиции, наши священники – нормальные люди, не святые. Просто выбрали такую службу. А что касается зрителя... Как обычно происходит? Посмотрели и говорят: «М-да, тяжелое кино...» Когда мы показывали фильм «Поп» в Выборге, услышал за спиной женский голос: «Даже уходить не хочется». И для меня это опора! Как-то звонит приятель и говорит: «Никогда в жизни такого не видел. Закончился фильм, пошли титры, люди плакали и аплодировали!» Скажите – что еще может быть большей наградой режиссеру, чем это? А споры вокруг фильма вполне естественны. Но я на эту тему могу только разговаривать, не спорить. Там нет окончательной правды.
– В последнее время в среде кинематографистов разгораются нешуточные страсти по поводу государственных денег...
– Почему-то меня часто об этом спрашивают, – смеется Хотиненко. – Знаете, многие считают, что фильм «Поп» – тоже госзаказ. Но давайте разберемся, что это. Например, в советское время за госзаказ кинематографисты боролись со страшной силой – это означало хорошее финансирование, больше возможностей. Но и «Андрей Рублев» Тарковского – госзаказ! Зато режиссеру дали свободу творчества. За последнее время наберется пяток фильмов, которые можно назвать госзаказом, включая мою картину «1612». Теперь о дележе денег. Сумма-то небольшая – сопоставима с бюджетом одной американской ленты. Скажем, «Шрека». Получается, бюджет всего российского кино – это один «Шрек»!
Владимир Иванович успел посмотреть Курск. Обратил внимание на множество храмов. «Я крестился взрослым, в 1980 году, – говорит режиссер. – Почувствовал: если мой вольный образ жизни продолжится, просто пропаду. Как будто на меня что-то сошло: мне это необходимо. При всей эмоциональности я достаточно рациональный человек. Но когда собрался креститься, у меня, как говорят церковные люди, «начались искушения», доходящие до мистики. А сейчас чувствую себя беззащитным, если не схожу на службу в храм. Возникает ощущение, что исчезает защитный слой. За границей, где нет православной церкви, меня начинает «колбасить».
Марина РОМАНОВА, фото Андрея КОРНИЛОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 16 (810) от 20 апреля 2010 года
Государственная программа цифрового ТВ-вещания: Курск смотрит первым!
В Курске открылся новый центр по снижению веса «Страна Стройных»