Фотограф из Курска придумал символ перестройки для Польши
«Жора, он же – Жорж», – это не о герое популярного фильма, а об известном курском фоторепортере. Впрочем – это только для друзей. Для студентов отделения журналистики КГУ он – Георгий Алексеевич, а для внучки Сони – любимый дедушка.
Глядя в лукавые, вечно улыбающиеся, но зоркие глаза фотомастера, трудно поверить, что на днях ему исполнилось 50 лет. О тайнах профессии мы побеседовали с Георгием Гонголевичем в канун его полувекового юбилея.
«Зенитом» только гвозди забивать хорошо
– Студенту 3-го курса биофака, в свободное от учебы время подрабатывающему на рынке, понадобились деньги. А институтский фотограф предложил заработать – снимать свадьбы, – поведал «ДДД» о своем приходе в профессию Георгий. – Первой съемкой была «послезагсовская канитель», которая в те времена, к счастью, обставлялась не так пышно, как сейчас. «Отец Григорий», – так я называю фотографа, подарившего путевку в жизнь, – дал мне «Зенит-Е» – фотоаппарат, который по тем временам не продавали в простом магазине. У меня был свой «Киев», но почему-то считалось, что «Зенит» – это круто. Уже потом я понял, что им только гвозди забивать хорошо. Впрочем, тогда я не считал фотографию профессией, и секреты мне были не знакомы. Как я мог снять? Конечно, плохо. За что от наставника получил взбучку и указание на ошибки. Но все же решил доказать, что я вовсе не такой осел, каким показался с первого раза, и пошел снимать вторую свадьбу. Старые ошибки исправил, зато наделал новых. Процесс затянулся до сих пор. Все еще пытаюсь снять что-нибудь хорошее (улыбается)...
– То есть, ты даже не думал, что тебе это понравится, переведешься на заочное обучение и пойдешь работать в газету?
– Не думал. Первым изданием, где я проработал аж 10 лет, была газета сельхозинститута «Знамя». Снимал коров, новорожденных, какие-то химические работы, все, что нужно учебному процессу Конечно, был и побочный заработок – свадьбы, диссертации... Параллельно делал какие-то фотографии, которые не продавал, но которые мне самому нравились. Они, наверное, и оставили меня в профессии до сих пор. И если в этом году я отмечаю полувековой личный юбилей, то в прошлом году было 25-летие профессиональной деятельности. С тех пор поработал в газетах «Молодая гвардия», «Мы – куряне», «Регион-46», «ХН». Много лет сотрудничаю с центральными изданиями: «Спорт–Экспресс», «Комсомолка», «Советский спорт», «КоммерсантЪ». Там по-прежнему предъявляют высокие требования к репортажному фото.
Мастер репортажа
– Кого ты считаешь своими учителями?
– Об «отце Григории» я уже рассказал. А «крестным отцом» считаю Геннадия Бодрова. Мы все учились на его снимках. Если первый научил меня просто держать фотоаппарат, то Гена поведал тонкости: начиная от нюансов фотохимии и заканчивая тем, как поймать момент, найти интересный сюжет. Он всегда снимал не то, на что были обращены главные взоры: если это праздник, он снимал закулисье. Фотография делится на 2 составляющие: красивая и умная или содержательная. Можно технически красиво снять стакан, поставив грамотно свет. А можно снять, как пожарный падает с балкона горящего дома. Это будет не очень резко и отшлифованно, но снимок вызовет переживания. Если достичь одного и второго, будет идеал. Но у людей чаще получается что-то одно. Лично мне ближе фото содержательное. Я не снимаю пейзажи, люблю репортажную съемку, где есть человек, действие, движение.
– Какими из работ гордишься?
– Одна из первых моих интересных работ получила Гран-при в польском городке Жерардове. Это было в 80-е, когда вовсю шумела перестройка. Вместе с Бодровым, немецкими и польскими коллегами мы вышли на пленэр. Гуляя, заметили, как на балкончике сохнут мужские семейные трусы. Тогда цветная пленка была редкостью, поэтому популярным способом было окрашивание некоторых фрагментов снимка обычным фломастером. Я сфотографировал эти трусы и поначалу хотел закрасить желтым цветом. Но Бодров подсказал, что лучше красным. Я начал закрашивать, но сделал это лишь наполовину – не успевал к началу выставки. Тут мой снимок увидел известный польский фотохудожник Грабовский. «Вот здорово, у тебя же получился красно-белый флаг Польши! Это же символ наших перемен!» Я оставил все как есть и получил Гран-при.
«Нет этики съемки, есть этика публикации»
– Горжусь снимками, вызывающими эмоции у людей. Например, известный кадр: нищий, который греется у Вечного огня. Или мальчик, обедающий на помойке. Или пилот в горящем самолете. Одна студентка недавно сказала: «Я помню, как вы учили нас, что нет этики съемки, надо снимать все». Это не так. Мы часто бываем свидетелями трагедий, когда льется кровь, людям плохо, что-то горит. Нас часто упрекают: «Что ты снимаешь! Не видишь, горе у человека!» Но снимать надо действительно все, потому что нельзя упускать уникальные кадры. Это как работа врача: больно, но надо. А вот публиковать снимки следует, учитывая этику. Мне, как 7-кратному участнику конкурса «World Press Photo» в Амстердаме, постоянно присылают каталоги с лучшими фото. Это настоящая кровавая журналистика, журналистика «горячих точек», благодаря этому конкурсу я понял, что западные издания ценят на вес золота.
– У тебя самого был такой опыт?
– Отдельные кадры. Горящий летчик, о котором я говорил, драка ОМОНа и десантников – струи слезоточивого газа, дубинки... Но когда в свое время я оказывался в «горячих точках» (Рига и Вильнюс во время штурма Верховного совета, волнения в Грузии), мне не повезло стать свидетелем каких-либо волнений. Или наоборот повезло Я понял это, когда летел из Риги с француженкой из «Фигаро». Она спросила, сколько стоит моя страховка и каков гонорар. Я наврал что-то: мол, страховка – забота работодателя, но на самом деле, может быть, впервые осознал, что за мою жизнь никто не даст ни гроша. А уж о гонораре размером 2 рубля 90 копеек за снимок говорить было просто стыдно.
– А как же утверждение о том, что художник должен быть голодным?
– Это верно только в процессе творчества. А когда он закончил творить, он должен сесть и хорошенько поесть. Я против бедности, ведь плохой быт накладывает «негатив» на мировосприятие.
– Легче стало снимать, когда появилась «цифра»? Или ты, как последователь старой школы, не разделяешь этого мнения?
– Нет, я сразу принял «цифру» «на ура», даже когда такое фото было еще не очень качественным. Верил, что скоро это изменится, что все, о чем мы грезили, сидя в лабораториях и болтаясь в растворах, станет реальностью. Хотя «Фотошопом» пользоваться не люблю, делаю это крайне редко. Все-таки я реалист и предпочитаю не вторгаться в реальность.
Беседовала Софья ЛЕОНИДОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 14 (704) от 8 апреля 2008 года
Маневры в среднем ряду: на дорогах с трехполосным движением выезд в крайний левый запрещен