Он спроектировал Курск
Стадион «Трудовые резервы», спорткомплекс «Динамо», современный облик кинотеатра имени Щепкина – лишь малая часть проектов Алексея Шуклина. Одной из заслуг этого архитектора считают то, что именно он увидел в молодом Вячеславе Клыкове перспективного скульптора.
Выставка «100 лет архитектору» открылась 3 апреля в курской галерее «АЯ». Именно столько исполнилось бы Алексею Григорьевичу в этот день. Однако уже 31 год, как Шуклин ушел из жизни.
На стенах галереи – старые фото из архива его семьи, чертежи, проекты. О жизни и работе рассказывает сын Вадим Алексеевич: «Папа преподавал на факультете изобразительного искусства в педагогическом институте. Это, можно сказать, он разглядел талант Вячеслава Клыкова. Написал письмо ректору академии художеств, чтобы там присмотрелись к молодому таланту». С 1943 по 1946 годы Шуклин работал главным архитектором Курска. Ему пришлось восстанавливать здание Дома Советов после войны. За проект его реконструкции в 1947-м автору присудили республиканскую премию – 3-е место по стране.
Перестройка тюрьмы в мединститут, манежа в кинотеатр имени Щепкина, восстановление драматического театра, проект «Трудовых резервов» и «Динамо», ресторана «Сейм», ВДНХ – все это дело его рук.
«Его творческая мастерская была на стройке, – писали об Алексее Григорьевиче современники. – В тесной прорабской комнате или прямо на стенах строящегося здания он рисовал углем или мелом «по месту» шаблоны рабочих чертежей, а на лесах обсуждал с каменщиками, плотниками, штукатурами и лепщиками, как лучше сделать ту или иную архитектурно-строительную деталь, какой колер составить для окраски интерьеров и фасадов».
Шуклин был автором нескольких новаторских проектов Красной площади. Они тут же, в галерее, на стендах. Забавно видеть знакомый центр Курска абсолютно иным. На разных фотографиях – другое здание Дома Советов или размещение окрестных домов, спираль лестниц, свойственная набережным.
Здесь же – коллекция экслибрисов, «семейных» книжных знаков. Алексей Шуклин был едва ли не первым в городе из тех, кто стал их рисовать. Сначала вычерчивал их на бумаге, потом отдавал отпечатывать. Такие «этикетки» готовил не только для своей библиотеки, но и для собраний книг близких родственников.
На снимках – и отец Алексея Григорьевича. Григорий Адрианович тоже был гениальным мастером-художником, имел три своих иконописных мастерских. Две были при церквях, одна – дома. Когда в революционные годы пропала, а потом была найдена икона «Знамение», именно он подтвердил ее подлинность. В эксперты Шуклина выбрали потому, что без оклада святыню видел только он. После подрыва иконы Уфимцевым Григорий Адрианович делал с нее список.
Нелли ЕФИМОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 14 (704) от 8 апреля 2008 года
Маневры в среднем ряду: на дорогах с трехполосным движением выезд в крайний левый запрещен