Чем Суджа привлекла японцев
Дома у потомственного гончара из Суджи Юрия Спесивцева глиняных поделок немного. «Около 20 экземпляров», – говорит он. В гончарной мастерской их куда больше. «Правда, моих здесь очень мало, – признается мастер. – В основном это работы студентов». И начинает доставать из коробов керамику: игрушки, свистульки, посуду.
Сосуды-головоломки
Народный мастер России, член Союза художников, цехмейстер объединения мастеров «Суджанский гончарный цех», член Союза художников Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Все это звания Юрия Спесивцева. О нем писал журнал «Наука и жизнь», в книге «Русские и зарубежные сосуды с секретом» ему посвящена целая глава.
– Отец был гончаром, – вспоминает свое первое знакомство с промыслом Юрий Степанович. – Помню, пришел к нему в мастерскую на кирпичном заводе и был шокирован. Сыро, с потолка капает
Чтобы приобщиться к престижной по тем временам профессии, приходилось много работать. До гончарного круга допускали далеко не сразу. Сначала ученик должен был в течение 4 лет быть, что называется, на подхвате: месить глину, рубить дрова для обжига изделий, сушить посуду.
Вскоре Спесивцев стал известен на весь Советский Союз. Его работами заинтересовался исследователь народного искусства Иван Федоров. «В 1987 году по Центральному телевидению показали сюжет про нас, суджанских гончаров, – вспоминает Юрий Степанович. – Программа вышла в эфир 1 апреля. Иду по деревне, все меня поздравляют с теледебютом. Ага, думаю, так я вам и поверил – передачи-то не видел. А потом пришло письмо от Федорова, посмотревшего этот сюжет. Он написал, что давно интересуется народными промыслами, но впервые услышал о суджанском, который показался ему интересным. Я съездил в Москву, познакомился с ним».
В свое время Спесивцев мог уехать в Оксфорд, где ему предлагали дать мастер-классы студентам. Но его банально не выпустили: молодой, талантливый и неженатый – этого оказалось достаточно для отказа в выдаче визы. «Вместо меня путешествовали мои поделки, – говорит мастер. – Выставки проходили в Америке, Японии, Франции, Германии, Польше, Швейцарии...»
В последнее время Юрий Степанович отошел от изготовления игрушек. Основное направление его работы – всевозможные сосуды (кувшины, вазы, кружки). Почитатели его таланта признаются: жаль, что гончар оставил игрушки. Ведь были они у него оригинальные. Например, солонки-перевертыши. Смотришь на нее – кошка. Но стоит наклонить – лошадь.
– У меня и сосуды непростые, – успокаивает Спесивцев. – Скорее головоломки. Например, чашки со сквозными отверстиями. Нужно еще понять, как из нее пить, чтобы не облиться. Может, благодаря этим поделкам и появилась фраза «По усам текло, а в рот не попало». Весь секрет в том, что нужно закрыть определенные дырочки, тогда останешься сухим. В каждом таком сосуде свои секреты. В древности так развлекались не только простые люди, но и царские особы. Да и сейчас у меня заказывают кружки с секретом для застольных развлечений. Скажем, в этой чашке под ручкой находится дырочка, ее нужно обязательно закрыть. В сосуде проходит канал, по которому жидкость поднимается, и надо пить через носик. Но это сразу не получится, потому что вверху замаскировано еще одно отверстие. Скажу сразу – это самая простая головоломка... Можно сделать с несколькими каналами, перекрытиями внутри чашки... То есть в один сосуд можно налить водку и вино. И, в зависимости от предпочтений, можно выпить то, что больше нравится. Главное – догадаться, откуда какая жидкость потечет.
Поделки мастера в коллекциях иностранцев
Коллекционеры целенаправленно скупают поделки Спесивцева. Так, на выставке в Москве гончарные работы вызвали неподдельный интерес немцев, американцев, французов Но больше всего сосудами и оригинальными игрушками заинтересовались японцы. «Это были профессор и несколько аспирантов, – вспоминает Спесивцев. – После них остальным специалистам нечего было делать у моего лотка. Жители Страны восходящего солнца забрали самое лучшее. Это нация, которая очень тонко чувствует керамику».
До нас дошло немного исторических сосудов с секретами. Виноват обычай, когда полагалось пить вино вдвоем или всей компанией из общего кубка, а потом бросить его об пол и топтать ногами со словами: «Да будут так попраны те, которые имеют намерение посеять между нами несогласие и вражду». Так же поступали, выпив вино, и жених с невестой на свадьбе.
В XVII веке стеклянные сосуды с секретами делали для царя и знати. У простого народа были глиняные потешные кувшины и кружки. Гончары продавали чаши-головоломки за две цены: одну назначали за сам кувшин, а другую, побольше, – за «секрет».
Самым известным сосудом с секретом в СССР были кружки «Напейся, но не облейся». Их делали с конца 40-х до 70-х годов. Чаши были настолько популярны, что даже участвовали в телепередачах. В викторине «Что, где, когда?» знатокам предлагали напиться из такой кружки. Однако магистры интеллектуального казино не смогли отгадать секрета.
В прошлом году в Москве в крупнейшем Музее декоративно-прикладного и народного творчества прошла персональная выставка Юрия Спесивцева «25 лет за гончарным кругом». «Скажу без лишней скромности – интерес экспозиция вызвала большой, – улыбается Юрий Степанович. – Ее посетили художники, архитекторы, скульпторы. Поддержать меня пришли куряне, давно живущие в столице. Они настолько прониклись керамикой, что все хотели потрогать, подержать в руках. На выставке каждый экспонат приклеивали к тумбе. Так посетителей это не остановило – оторвали!»
Марина РОМАНОВА