Курский изобретатель разбил Наполеона
– На полках детских магазинов можно увидеть массу самых разнообразных игр. Казалось бы, дефицита нет. Но присмотришься повнимательнее, и оказывается, что игр много, а играть не во что, – считает единственный в своем роде на все Черноземье «мастер Игры» Сергей Здоровцев.
«Кутузовские шахматы» и «Цусима»
«Знаете, Что такое «Менеджер»? Есть игровое печатное поле, фишки, кубик. Вот этим я и занимаюсь», – так начался наш разговор с изобретателем настольно-печатных игр, сотрудником центра «Открытое образование». Сейчас он разрабатывает экономические игры для солидной, взрослой аудитории. А начиналось все с безобидного детского увлечения 20 лет назад. В 7-м классе Сергей поехал с родителями на море. Занять себя по вечерам мальчишкам было нечем, и он попытался воссоздать простенькую «ходилку», увиденную им когда-то в журнале «Мурзилка». Тогда Сережа и не подозревал, что это станет увлечением его жизни. Сейчас Здоровцев занимается разработкой игр для фирмы «Астрель». В курском Доме книги продаются два его изобретения: «Большая стройка» и «1812 год, или Кутузовские шахматы».
Русские, американские и английские изобретатели в своих играх моделируют самое известное из истории Бородинское сражение – решающую битву в кампании 1812 года. Но и до этого было немало событий, повлиявших на исход войны. Сергей Здоровцев решил воссоздать историю с более раннего момента. Цель у «игрушечного» Кутузова, как и у реального – остановить Наполеона или сохранить свою армию. Прежде чем приступить к разработке игры, изобретатель переворошил массу исторической литературы, взял реальное расположение войск французов и русских. Обыгрывать изобретение начал в Центре детского и юношеского туризма, где преподавал еще год назад. Играть приходилось «за плохих», чтобы ребятишки воспитывались на идеях патриотизма. «Дети у меня умные, – говорит Сергей Здоровцев, – дошло до того, что в Смоленском сражении они разбили половину французской армии и даже взяли в плен Наполеона».
В «Большой стройке» за основу взят всем известный Геленджик. Небольшой приморский городок надо развить до международного курорта. Это своеобразный экономический тренинг, где есть страховка и налоги, покупка земли и конкуренция. После каждой игры Здоровцева человек получает не только удовольствие, но и определенное количество полезной информации, наталкивающей на размышления, помогающей в реальной жизни. А еще с помощью игр можно самому творить историю. Сейчас на подходе новая игра – к 100-летию Цусимского сражения. Сергей смоделировал игру «Цусима», как оно и было в реальности: если бы не 12 ошибок, допущенных русским правительством, эскадра осталась бы цела и наши основательно потрепали бы японцев. Мальчишки и девчонки снова смогут попробовать себя в роли полководцев. Правда, изобретатель недоволен работой дизайнеров, оформляющих его игры. Зачастую им не важны исторические подробности: костюмы эпохи, виды оружия, достоверность изображения. А для автора, стремящегося во всем следовать фактам, очень обидно видеть «ляпы» в оформлении собственных творений. В глубине души Сергей – настоящий педагог, осознающий свою ответственность за то, чему он может научить ребятишек.
Школьница в роли римского императора
Сергей работал с детьми от 6-го класса. Вначале играли все вместе. Потом преподаватель разделил их по интересам. Мальчишки увлеклись военной тематикой и экономикой, девчонки – разными гаданиями, домашними делами, отношениями между мужчиной и женщиной. Были, правда и уникальные девочки. Одна была фанаткой итальянского футбола, другой не было равных в игре «Римская империя» – стабильно становилась императором и удерживала Рим от конкурентов. Ее воинственность и умелое управление легионами наводило на мысль об амазонках и великих мировых правительницах.
«Победить ее было невозможно, даже когда против нее пытались сложить негласную коалицию, – рассказывает Сергей. – Я занимался с детьми с 1993 года, через мой кружок прошли сотни очень разных мальчишек и девчонок. Со многими дружим до сих пор. Меня они считают за равного и полностью раскрываются в игре. Был в нашем клубе один мальчик, внешне очень невзрачный, в очках. В школе его все обижали и притесняли, но в военных стратегиях ему не было равных: глаза загорались, плечи расправлялись, «враги дрожали», что называется». Другой мальчишка пришел к Здоровцеву в 9-м классе. Родители его были жуткими алкоголиками. Игра стала отдушиной для парня, помогла подтянуться в учебе. Сейчас он поступил в Рязанское десантное училище – иными словами, поставил себе цель и добился ее.
Сейчас в продаже, в основном, игры-развивалки, которые учат писать, считать, – поясняет Сергей. – Но это – для родителей. Ребенок сам в них играть не будет, только с мамой и папой. Потом он забросит коробку на полку, где та и будет пылиться. А вот настоящих настольно-печатных игр для возраста от 8 до 15 лет практически нет. В основном – компьютерные игрушки. Но, во-первых, компьютер доступен лишь людям с высоким уровнем достатка, а во-вторых, он не дает возможности реального общения, даже если играть в сетевые коллективные игры. Мои же работы не только развивают у детей мыслительные способности, но и помогают им научиться дружить, общаться, решать межличностные проблемы, вести себя в коллективе. К примеру, на лето многие дети уезжают в деревню. Тут бы, казалось, и поиграть вдоволь, но компьютер с собой не возьмешь. Поэтому я даже сделал настольный вариант компьютерной игры «Дьябло».
Порой и взрослые владельцы компьютеров жалуются, что эта «зараза», как семечки: пока все не съешь, не остановишься. А ведь все хорошо в меру. Увлечение не должно мешать учебе, портить зрение, лишать подвижных игр и общения. Есть выражение: если классическая музыка – хорошо прожаренный бифштекс, то попса – это «Доширак». Не стану сравнить компьютер с дешевой китайской лапшой, в данном случае уместнее сравнение с «Макдональдсом». Да, красиво, вкусно. Но не еда для гурманов».
Игры Здоровцева с удовольствием принимают и взрослые. К примеру, в его коллекции есть игра «Совет да любовь», специально созданная для центров знакомств. В фирме «Русские игры», куда курянин ее продал, сперва сказали, что надо упростить условия и адаптировать для детей, потому что взрослые в нее играть не будут. «Однако когда вышла первая партия, фирма полдня не работала – они в нее играли! – смеется Сергей. – А тестировал ее на друзьях и знакомых. Игра помогла понять, почему мой приятель никак не женится. Выяснилось, что ему нужен лишь один тип женщины с определенными параметрами. Год назад он-таки женился. Познакомившись с его супругой, я понял, что именно ее качества, внутренние и внешние, он заложил 8 лет назад в параметры моей игры».
Марина КРАПИВНАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
Тома
2 июня 2007, 16:41e-mail: tomamoma@gmail.com, город: Санкт-ПетербургВидела одну из игр Здоровцева "Гадание для девочек". Игра хорошая, но правила к ней объяснены настолько ужасно, что играть не хочется. Некоторые моменты вообще не продуманы. Обидно.
Василий
4 ноября 2010, 10:37открою вам тайну, у него все игры настолько ужасные что играть не хочется. правил как таковых нет вообще...