Владыка Герман: «Мужчина должен быть мужчиной»
Архиепископ Курский и Рыльский Герман уже завоевал симпатию и уважение курян, несмотря на то, что на курской земле он служит недавно. Мы решили поближе познакомить наших читателей с этим человеком.
«На власть надейся, а сам не плошай»
В юности нынешний архиепископ хотел стать врачом, закончил медицинское училище, несколько лет работал фельдшером на станции скорой помощи. «Потом понял, что мое призвание – быть священнослужителем, – говорит Владыка Герман. – И никогда не пожалел об этом решении». До того как приехать в Курск, он более десяти лет был епископом Якутским и Ленским.
– Есть такая поговорка: «новая метла по-новому метет». С вашим приходом в епархии что-то изменилось?
– Больших перестановок не было. Я сменил нескольких настоятелей, причиной тому был беспорядок в храмах, плюс ко всему недостаточно велась пастырская, просветительская работа. Хочется, чтобы священнослужители были более открыты к людям. Из епархиального управления не уволил ни одного человека. Вообще, я сдержан, поскольку понимаю, что люди проработали при моем предшественнике 20 лет, привыкли к определенным порядкам и перестроиться им непросто.
– Как складываются отношения с областной властью?
– У нас доброжелательные отношения. Я благодарен, что нам идут навстречу. Например, был сделан такой смелый шаг, как возвращение Знаменской рощи. Многие жители города были возмущены этим обстоятельством, но скажу просто: в противном случае через несколько лет от рощи остались бы «рожки да ножки». Радует то, что пристальное внимание уделяется восстановлению и развитию главной святыни нашего края – Коренной пустыни. Тем не менее в области остается много бедных храмов. Я понимаю, что у власти много других проблем, и придерживаюсь такого мнения: на власть надейся, а сам не плошай.
– Курские верующие отличаются от ваших прежних прихожан?
– В 1993 году я прибыл молодым епископом в Якутскую епархию. Полтора года служил там практически один – не было ни священников, ни диаконов. Мне приходилось самому делать все: совершать богослужения, крестить, венчать, беседовать о вере с людьми, которые решили прийти к святому крещению. Особенно тяжело было работать с коренным населением – якутами, в среде которых до сих пор сохранились полудикие, языческие обычаи. Для того чтобы они не воспринимали христианскую веру, как чуждую, пришлось изучить якутский язык и читать Евангелие по-якутски во время богослужений.
В Курской области всегда были храмы, и у людей была возможность молиться. Именно поэтому меня удивило, что многие куряне, хотя и считают себя православными, но знаний о христианской вере практически не имеют. Распространено «обрядоверие». Люди приходят в храм на Рождество или Пасху только для того, чтобы поставить свечу. Вере тоже нужно учиться, иметь хотя бы минимальные христианские знания. А креститься только потому, что родители были крещены, – это порочная практика. Здешние верующие более суеверны. Любят жаловаться, сплетничать и писать анонимные письма. Я не придаю этому значения, но все-таки неприятно. В христианской среде любовь должна быть, милость и снисхождение.
– В Якутии у вас, наверняка, остались «духовные дети». С ними общаетесь?
– Они мне чуть ли не каждый день звонят, пишут, зовут в гости. В этом году я, конечно, не смогу поехать – много дел. Думаю, что опять будут слезы, толпы народа – из Якутии меня отпускали тяжело и трогательно. Я не достоин подобного отношения. Такой пример: нужно было добраться до прихода, который располагался за 500 километров. За городом поднялся ветерок, «дорогу» (ехали по реке Лене) замело, и мы сбились с пути. Потом джип застрял в ледяных торосах. Вечер, в голове одна мысль: «надо идти», а до прихода еще много километров. Прошло около получаса, видим: навстречу нам пробивается огромный «Урал». Оказывается, прихожане узнали, что дорога занесена, и приехали к нам навстречу. В приход мы добрались поздним вечером. Естественно, на службу опоздали, но прихожане ждали меня и встретили в храме с радостью.
– Церковь трактует «ратное служение как священную обязанность». Служба в армии необходима, как вы считаете?
– Церковь всегда благословляла на защиту Родины. На сегодняшний день в армии не все хорошо. Но я сам служил и хочу сказать, что армия – это школа жизни. Мужчина должен быть мужчиной.
– В воинских частях есть «штатные» священники?
– Мало, но есть. Например, известно, что в Чечне постоянно находится сводный отряд из Курска. С ним вот уже в шестнадцатый раз поехал отец Илья Кирьянов. Люди благодарны за то, что есть возможность помолиться в полевом походном храме. Присутствие священника, его духовная поддержка очень важны. Это помогает им переносить тяготы службы.
«Подозрительные старцы могут навредить»
– Ходит слух, что епархия взяла под «особый контроль» тех священников, которые лечат «одержимых дьяволом»
– Раньше этой практикой занимался настоятель Рыльского Свято-Никольского монастыря отец Ипполит. Он был настоящим старцем, человеком высокой духовной жизни: имел богатый монашеский опыт, много времени провел на святой горе Афон. После его смерти за эту практику самочинно взялись другие молодые монахи. Это в высшей степени неразумно: им, дай Бог, побороть еще свои грехи и страсти. Именно поэтому подобную практику в Рыльском монастыре я категорически запретил. Сейчас в Курской области нет никого, кто занимался бы этим с благословения.
Мы не отрицаем, что, кроме Бога и ангелов, существуют и злые духи. Есть такие люди, которые страдают от них и нуждаются в духовной помощи. Но нельзя же сразу стремиться их «отчитывать». Самое главное для человека – это самому стараться вести христианский образ жизни, избегать зла, греха. Все должно быть здраво, осмысленно и разумно. Человек, заходя в церковь, не должен терять голову, но шапку должен снимать.
А люди услышали о каком-то старичке, который молитву прочитает, и все станет хорошо Всякого рода подозрительные старцы могут только ухудшить ситуацию. Это грех, они и себе вредят, и людям.
– В советские времена священников активно вербовало ФСБ. Естественно, что эти священнослужители нарушали тайну исповеди. Вам не приходилось сталкиваться с подобным явлением?
– Раньше церковь находилась «под колпаком», был другой государственный строй, нас старались лишить миссионерской, просветительской работы. Одно время я был ответственным по приему иностранных гостей, занимая должность секретаря Владимирской епархии. Сотрудники этой организации приходили ко мне несколько раз. Просили – подпишитесь вот тут, будете нам рассказывать об иностранных гостях. Но ведь я пришел в церковь не для этого! Через полгода ко мне ходить перестали. Если и случалось, что священники сотрудничали с этой организацией, то это были единичные случаи. Конечно, это грешно и непорядочно и не делает чести священнослужителям. Но я хочу сказать, что в те времена было много добрых искренних пастырей. Я знал священников, которые прошли ссылки, лагеря. Они совершали службу со слезами, а к людям относились с огромной любовью. Сейчас таких нет. В то время, чтобы стать священнослужителем, нужно было пройти много препятствий. Это сейчас легко, а тогда мы дорожили тем, что приняли священный сан. Это были радость и счастье. Поэтому мне всегда тяжело видеть некоторых священников, которые небрежно относятся к храму, к своим обязанностям. Меня это всегда ранит. Что легко дается, то недостаточно ценится.
Анна НАРЫКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Воробьева Евгения Александровна
27 апреля 2005, 03:11e-mail: evg@yakute.elektra.ru, город: ЯкутскКак бальзам на душу о нашем дорогом и любимом Владыке. Спасибо огромное