Пасхальные приметы жителей Курской губернии
26 апреля началась Страстная неделя. Завершается Великий пост. 2 мая православные отметят Пасху. Это один из самых любимых праздников. Многие его обычаи, которые были известны крестьянам, жившим в XIX веке в Курской губернии, сегодня кажутся фантастическими. О пасхальных ритуалах из нашей истории – в материале «ДДД».
«Поздравляли покойников с Пасхой»
Пасхе предшествуют последние шесть дней Великого поста. В это время верующие в Курской губернии до революции строго постились, заготавливали продукты к праздничному столу, покупали подарки близким, убирали в домах. Как пишет этнограф Дмитрий Зеленин, в жилище крестьяне проводили генеральную уборку, нередко клеили новые обои, украшали избы недорогими картинами, чистили второй раз за год иконы (первый – на Рождество).
С Пасхой у наших предков было связано немало магических примет, ритуалов. В большинстве они посвящены хозяйственно-бытовым вопросам. Так, Зеленин указывает, что крестьяне клали в ульи кусочки от освященной пасхальной свечи, чтобы «так же радоваться пчелам на своей пасеке, как радуются люди Пасхе».
Этнограф отмечает, что восковую свечу, освященную в Сретенье, нередко вторично святили «в Страстной четверг и в третий раз на Пасху», использовали в полевых работах.
«Она должна охранять от грозы, – информирует Зеленин. – Иногда сеятель берет с собой вербу, освященную в Вербное воскресенье, в семена же кладут пасхальное яйцо, которое, как и обычное вареное яйцо, должно магически воздействовать на величину и полноту зерна нового урожая».
Еще один ритуал, связанный с Пасхальной неделей, а также с четвергом второй недели после Пасхи, – Радоница, поминовение усопших. В губерниях Российской империи его практиковали по-разному. К примеру, в центральных районах крестьяне «поздравляли покойников с Пасхой»: целовали крашенное яйцо и закапывали его в могильный холм (как вариант – клали поверх него). Переселенцы, прибывшие в Курскую губернию с территории современной Украины, разводили на кладбище костер, готовили обед на всех присутствовавших. На могилы родственников клали цветы, еду, водку.
«Некоторые бросаются на могилы близких, шепотом рассказывают им о своих бедах, радостях, успехах и надеждах, просят у них совета и моральной поддержки», – указывает этнограф Зеленин. Он добавляет, что, например, жители Пермской губернии накануне Радоницы «топили для покойников баню».
Исследователи пасхальной темы обращают внимание и на Чистый четверг: день, с которым «в восточнославянском народном календаре связано наибольшее количество обрядов». Отмечается, что в старину с этим днем совпадало празднование Нового года. Это можно объяснить обрядами, которые близки к старым, новогодним: ранним утром хозяева дома считали деньги, после шли в поле, где создавали видимость начала весенних работ («берут в руки соответствующее орудие и делают движения как при косьбе, жатве, молотьбе, севе»).
«Вероятно, не без связи с новогодним праздником весной именно в этот день в первый раз приглашают умерших предков к домашнему очагу, топят для них баню и готовят угощение», – пишет Зеленин.
В южных уездах губернии верили, что в этот день умерших родственников «отпускают с того света, чтобы они отслужили обедню и покаялись в грехах». Еще один обряд, связанный с Пасхой, заключался в следующем: чтобы защитить дом от нечистой силы, на дверных проемах выжигали кресты горящими свечами, с которыми отстояли в церкви вечерню в Чистый четверг. Из храма такие свечи к себе нужно было донести в зажженном виде.
Ели, пили, верили в чудо
У русских сохранилась традиция готовить в Чистый четверг овсяную кашу, которая является ритуальным блюдом. Но в первую очередь обрядовая еда на Пасху – крашенные яйца, в основном красные. Так было по крайней мере в Курской, Тамбовской и других губерниях Центральной России. Яйцами обменивались со знакомыми, близкими, после троекратно целовались. Переселенцы с территории современной Украины готовили, кроме одноцветных пасхальных яиц, и многоцветные, с узором («писанки»). Изображали на скорлупе петухов, рыб, храмы, православные кресты.
Традиционная еда на Пасху – пшеничный хлеб. Жители Курской губернии называли его «куличом», белорусы и украинцы – «пасхой» («паской»). На праздничный пасхальный стол, кроме куличей и яиц, ставили творог, жареного поросенка.
Известны случаи, когда в качестве угощения на Пасху подавали щуку. Заядлые охотники ставили рядом с пасхальными блюдами порох и пули: считалось, что после ими можно застрелить хоть черта. Еще одна примета гласила: если мышь съест с праздничного стола крошку освященного пасхального яйца, то она «немедленно превращается в летучую мышь».
Отдельное отношение у крестьян в Пасху было к алкоголю. Данные разнятся. Одни историки и этнографы утверждают, что в курском селе в праздники могли выпить, но до больших пьянок дело не доходило. Есть и обратное мнение: не просто пили, а злоупотребляли.
«Праздник в народном восприятии был неразрывно связан с выпивкой, – пишет доктор исторических наук Владимир Безгин. – Его ждали, к нему готовились. Сельский праздник всегда был желанен, так как давал возможность прервать однообразную череду крестьянских будней. Наследие прошлых братин, деревенский праздник был не только отдыхом от тягот ежедневного труда, но и формой консолидации сельского мира».
Сохранились свидетельства крестьян, живших в XIX веке, о том, как обычные люди закупались к празднику: «Бедный должен купить четверть ведра водки простой и бутылку красной, средний – полведра водки и четверть красной, зажиточный – ведро водки и четверть ведра красной. Богатый – 2–3 ведра простой и полведра красной. Это в храмовый праздник и Пасху».
Исследователи отмечают: на Пасхальной неделе у крестьян практиковался запрет на работу в праздники. По этому поводу министр земледелия царского правительства Алексей Ермолов сокрушался, что «опаздывают крестьяне с посевом озимых и яровых».
«Большой помехой служат праздники, – говорил он. – Пасха приходится порой в самый сев яровых, а крестьяне празднуют восемь, иногда и десять дней. А в период сева озимых в первой половине августа, в лучшее время опять ряд праздников: Первый Спас, Второй, Успение».
Шло время, в стране менялись политические системы, но запрет на полевые работы в праздник актуален и сегодня. Люди считают: будешь работать в праздничные дни – жди беды. Тот же Безгин записал мнение знакомого: «Будешь ли сеять в Пасху?» – ответил: «А что толку, половина техники сразу поломается, и, не дай, Бог трактором кого придавит! Это уже проверено».
Другая пасхальная традиция – помогать нуждающимся. Безгин отмечает, что крестьяне с особым состраданием относились к бывшим заключенным: в «Велик день, звали к себе разговляться всех, кто сидел под арестом в волостной тюрьме».
«В народе на преступника смотрели как на жертву обстоятельств, как на падшего брата. В ряде мест преступление называли бедой», – пишет историк.
Верили наши предки и в пасхальное чудо: что в Великий праздник болеющие родственники исцелятся. Однако вместо того, чтобы прибегнуть к традиционному лечению, надеялись на магию. В предпасхальном номере газеты «Курских епархиальных ведомостей» за 1889 год один из священников писал, что во время служения молебна в Светлую седмицу в домах курян можно встретить кликушу («крикуха»), которая «катается по земле с пеной у рта, бьется головой и умоляет не мучить сидящего в ней злого духа». Родственники больной уверены: если батюшка переступит с иконой через такого человека, то недуг якобы уйдет. Священники же против такого ритуала, однако это не мешает некоторым хозяевам так «подкладывать» кликушу у входа, что священнослужитель не может не перейти через нее. Схожая ситуация и с больными детьми. Например, одна из матерей хотела подложить прихворавшее дитя «под крестный ход в ночную пору».
«Слава Богу, что этого не случилось, а то младенцу этому быть бы неминуемо раздавленным массой народа, его мать, хотя и руководимая желанием помочь дитяте в его болезни, потерпела бы наказание и лишилась бы дитяти», – отмечал священник.
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 17 (1384) от 27 апреля 2021 года
Сезон ремонтов: за лето в Курске заменят более 27 километров теплосетей
Алексей ЛАЗАРЕВ: «Восстановить справедливое развитие общества»
«Поселять в гражданах любовь к Родине » 80 лет исполняется известному курянину Виктору Томашкевичу
С наступлением тепла спешат напомнить о себе иксодовые клещи