Курский пограничник на русском Севере: «Служба на границе – большая ответственность»
28 мая в России отмечают День пограничника. Это профессиональный праздник представителей пограничных войск КГБ СССР и пограничной службы ФСБ России. Более ста лет они охраняют государственные границы на земле, воде, в небе. Накануне торжества корреспондент «ДДД» пообщался с ветераном пограничных войск, майором Николаем Лободой. Более 20 лет он служил в КГБ в качестве летчика.
Родился Николай Николаевич в Тамбове. С юности решил для себя, что свяжет жизнь с полетами, небом. «Каждое лето отдыхал у бабушки в Воронеже, – рассказывает он. – В очередной раз, когда нужно было возвращаться в Тамбов, бабушка спросила: «Может, самолетом полетишь?» Я был не против. Полет так понравился, что я записался в аэроклуб, потом поступил в летное военное училище.
В 1959 году Лобода переехал в Курск, готовился к поступлению в учебное заведение. Однако на военно-врачебной комиссии Николая Николаевича «завернули»: дескать, для летного не подходит по здоровью. Сказали, будет служить на земле. Впереди ожидали три года в ракетных войсках.
Вернувшись на «гражданку», Николай Лобода работал некоторое время на заводе. Потом увидел в курском аэропорту объявление, что идет дополнительный набор в летное училище. Попытал вновь удачу и, к своему удивлению, прошел отбор на гражданскую авиацию.
Окончив учебное заведение, был направлен в «Аэрофлот», работал в Воркуте, занимался перевозкой людей, грузов. Более 20 лет отлетал на ИЛ-14. По мнению Николая Николаевича, это лучший самолет для Севера. А там, как известно, не так просто работать, тем более пилотам. Не балует климат: в отдельных местах столбик термометра опускается за минус 50. Лопается металл, техника выходит из строя. Не везде есть оборудованные взлетно-посадочные полосы. Часто крылатую машину приходилось сажать на лед водоемов.
Люди на русском Севере живут по особым правилам, которые не всегда поймут на «большой земле». Взаимовыручка становится привычным делом, никто не откажет в помощи. Нельзя пройти мимо человеческой беды, ведь на сотни километров зачастую ни души и, возможно, лишь от вас зависит, будет ли спасен заблудившийся охотник или отбившийся от товарищей рыбак.
К тем, кто хорошо проявлял себя на службе, грамотно выполнял поставленные задачи, – особое внимание со стороны властей и спецслужб. «Я был деятельным человеком, – продолжает Николай Лобода. – В комитете комсомола аэропорта состоял, избирали членом горкома комсомола Воркуты. КГБ присматривалось ко мне года два-три. Потом пригласили, предложили службу в погранвойсках».
11 лет Николай Николаевич прослужил в Воркуте, еще десять – в Карелии. В основном занимался разведкой, контролировал подходы к государственной границе. Иногда приходилось ежедневно проводить в воздухе до 12 часов. В это же время участвовал в поисково-спасательных операциях. В памяти остались случаи на полярном Урале, где нередко разбивались гражданские суда, чаще всего вертолеты.
– Пилоты не рассчитывали по погоде, несколько экипажей погибло, – вспоминает Лобода. – В одном случае удалось спасти людей. С мыса Каменный (полуостров Ямал) летел вертолет в Воркуту, чтобы потом пассажиры могли пересесть на самолет и улететь на «большую землю». Не долетели: шел сильный снегопад, все бело, летчик не сориентировался. Ему повезло: удалось плавно сесть на сопку. Я его нашел, передал координаты, людей спасли.
Во время службы были и случаи, когда советские граждане пытались незаконно пересечь границу, уйти на Запад. «В районе финской границы такое не раз бывало. Как-то перебрасывал из Ленинграда военнослужащих, резерв для поисков группы эстонцев, которые пытались бежать за границу. Те уходили через карельскую тайгу, но пограничники вовремя заметили следы, был организован розыск, нарушителей задержали. Позже выяснилось: ради побега они сначала приехали в Ленинград, оттуда в Петрозаводск, далее в Кандалакшу».
В 1987 году майор Лобода вышел на пенсию. В отставку уходил с должности начальник штаба эскадрильи. Вернувшись в Курск, работал на руководящих должностях в налоговой инспекции, был замгендиректора курского издательства.
– И тогда, и сейчас скучаю по небу, – говорит Николай Николаевич. – Налетал пять тысяч часов. Для военного на Севере это много. Каждый полет в разных условиях, в том числе в экстремальных. Служба на границе – большая ответственность. Главное, не только выполнить порученные задания, но и сохранить жизни людей.
Общался Юрий ФРОЛОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 21 (1336) от 26 мая 2020 года
Жара, засуха, дожди и ураганы? Какой будет летняя погода в Курской области
Экс-председателя комитета ЖКХ Курска обвиняют в ущербе городу в 100 миллионов
«Решала» из Курска обманул жителей страны на 10 миллионов рублей