Пасха в Курской губернии: как предки отмечали Воскресение Христово
Куряне отмечают Пасху. В дореволюционной России этот праздник считался самым почитаемым у православных верующих. Даже советская власть, насаждавшая атеизм, не смогла искоренить его...
«Паски» к праздничному столу
Пасхе предшествуют последние шесть дней Великого поста – Страстная седмица. В это время соблюдается строгий пост, верующие убирают и украшают свой дом, покупают продукты к праздничному столу, готовят, подбирают подарки близким, посещают храм. Что сто лет лет назад, что сейчас – традиции не меняются.
«Пасха в деревне традиционно являлась праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок, – пишет в книге «Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала XX вв.)» доктор исторических наук Владимир Безгин, исследовавший черноземные регионы России, в том числе и Курскую область. – Почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой непременно зайдет в лавку, купит 2–3 куска дешевеньких обоев и несколько картин. Перед этим тщательно вымывают потолок и стены дома с мылом».
По данным историка Бориса Миронова, популярность праздника среди крестьян дореволюционной России была очень высока: к исповеди на Пасху приходило 85–90% православного населения старше семи лет.
Газета «Курские губернские ведомости» в номере от 21 апреля 1851 года давала отчет о Пасхе в Курске. «Общественные удовольствия» начались с четвертого дня праздника, с полудня куряне веселились на Красной площади, куда влекли качели и балаганы, а также в предместьях, где водились хороводы и играли в мяч. Отмечается, что в центре города по большей части гуляли мужчины, тогда как в пригороде одни молодые особы».
«Это, по нашему мнению, продолжение обычаев старины, когда девушкам становилось в грех даже говорить с мужчинами, – пишет газета. – К вечеру же люди переместились с Красной площади в театр и городской сад. В последнем продавали угощения от кондитерской Фистера, играл духовой оркестр графа Волкенштейна».
О том, как гуляли на Пасху сто лет назад, можно узнать из воспоминаний Дмитрия Евдокимова, жившего в Курске в начале XX века. Их опубликовал наш известный историк и краевед Юрий Озеров.
«Отмечалась она весной три дня подряд, – писал курянин. – Магазины, лавки, рынки, базары были закрыты, большинство фабрик, заводов, мастерских не работало. Во всех храмах целую неделю ежедневно звонили с утра до вечера в колокола, причем доступ на колокольню был открыт всякому желающему «побалабонить».
Евдокимов отмечает, что к Пасхе готовились заранее: «Солили, коптили, делали домашнюю колбасу, варили и красили яйца, пекли куличи, пироги, ватрушки». Даже самая бедная семья старалась изо всех сил, чтобы не хуже других отметить торжество.
Екатерина Резанова, собирательница фольклора Курской губернии, так описывает праздничный стол на Пасху в Обоянском уезде начала XX века: «Пекли куличи, которые называли «паски». Вместе с «пасками» клали на блюдо и несли «святить» яйца, сало и творог в тряпице. Утром в первый день Пасхи, вернувшись от обедни, разговлялись». К столу подавали не только вышеупомянутые яства, но и студень, борщ, вареное мясо, молочную кашу.
Спасение на Пасху
Среди крестьян ходили байки и поверья, связанные с Пасхой. Так, исследователь XIX века Добротворский пишет о Коневецкой горе в Путивльском уезде (некогда территория Курской губернии), под которой якобы зарыт клад с алмазами, золотом, бриллиантами, но взять эти богатства можно только в Пасху, «между заутреней и обедней, когда гора раздвигается». По поверью, сокровища охраняли два великана, их якобы даже видели некоторые местные жители.
«Как только ударит колокол, призывающий к обедне, гора снова закрывается до следующего светлого праздника», – отмечает Добротворский.
Русский этнограф Вячеслав Тенишев в книге «Правосудие в русском крестьянском быту» указывает на следующее отчасти пасхальное поверье: в селе считали, чтобы выиграть судебную тяжбу, необходимо на Пасху попросить у батюшки освященное яйцо, взять его на суд и в течение заседания катать его в кармане.
Невероятную историю спасения местного купца Карпа Первышева в Воскресение Христово донес до нас курский историк-краевед Владимир Степанов. Накануне торжества Первышев объезжал одно из сел с товаром и был пойман разбойниками, спроважен в их логово. В ночь на праздник бандиты отправились на дело, а атаман шайки остался сторожить купца. Утром главарь поставил на праздничный стол водку, еду, пригласил отобедать и Первышева, налил ему...
«Атаман, взяв острый нож, стал им пользоваться как вилкой, поднося сало ко рту, и с него есть, – пишет Степанов. – В эту минуту в голове захмелевшего купца и пронеслась мысль, что когда конец ножа будет во рту атамана, схватить его нож и проткнуть ему горло, что он и сделал в одно мгновенье. Разбойник тут же был убит».
Первышев решил не уходить с пустыми руками: наложил в разбойничью телегу драгоценности, награбленные шайкой, запряг лошадь и умчался. В Курске купец отдал бандитский куш на постройку храма «в благодарность за свое счастливое избавление от смерти».
Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 16 (1175) от 18 апреля 2017 года
Орловский ТМК «ГРИНН» превратится в центр мира путешествий и туризма
Курск. Будние, ВЫХОДНЫЕ ДНИ и 1 МАЯ в Городе ВОСТОРГА! Программа мероприятий «МегаГРИННа»! (ВИДЕО)
Герой Советского Союза Михаил Булатов: «Патриотом нужно быть не на словах»
«ЛИНИЯ» хороша для семейного кошелька! Товары для любой семьи и на любой кошелек! АКЦИЯ!
Верховный суд разъяснил, что собственник автомобиля не отвечает за того, кто сидел за рулем