Как не стать жертвой мошенников
На уловки телефонных мошенников попадаются не только одинокие пенсионеры, но и люди с ученой степенью, бизнесмены. Куряне теряют от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. Какие схемы придумывают аферисты и как не стать жертвой обмана, рассказал заместитель управляющего курским отделением Банка России Александр Устенко.
Самые распространенные схемы
– Сколько мошеннических схем сейчас в ходу и какие наиболее распространены?
– Злоумышленники постоянно ищут новые варианты. Сейчас они всё чаще стараются вовлечь в схему сразу несколько членов одной семьи. Расспрашивают жертву о наличии родственников и уже звонят им. Что касается самых распространенных схем, например, злоумышленник звонит человеку от имени сотрудника банка и убеждает его установить новое приложение. На самом деле так киберпреступники распространяют программы для удаленного доступа к устройству, чтобы украсть личную информацию и деньги. Другая схема: человека приглашают на якобы личный прием в Банк России. При этом не только звонят от имени Центробанка, но и отправляют сообщения с приглашением на личный прием на электронную почту. В письме обращаются к человеку по имени и отчеству, указывают время и настоящий адрес Банка России в регионе. Меняют электронный адрес отправителя на домен cbr.ru, чтобы убедить человека, что на связи настоящие сотрудники банка. Часто из-за доверия к электронному адресу люди попадаются на уловки с подменой. Приглашение на личный прием – это лишь повод вступить в контакт с потенциальной жертвой, начать доверительный диалог. После отправки письма аферисты могут позвонить получателю и под различными предлогами выманить данные его банковской карты, СМС-код или убедить перевести деньги на счета злоумышленников. Не сообщайте никому и никогда паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. И помните: Банк России не работает с физическими лицами, поэтому подобные контакты попросту исключены. Для уточнения любых вопросов можно позвонить в контактный центр Банка России по бесплатному номеру 8-800-300-30-00 (для звонков с мобильного – короткий номер 300).
Также выявлена новая схема обмана с размещением мошеннических QR-кодов. В таких объявлениях предлагают бесплатную консультацию о гарантированной социальной выплате. Когда человек сканирует QR-код, он попадает в чат-бот в мессенджере. Далее выясняется, что ему якобы положена выплата. Пособия для социально незащищенных, выплаты студентам, семьям с детьми – у мошенников заготовлен целый перечень таких обещаний, чтобы завлечь и обмануть как можно больше людей. Далее злоумышленники под предлогом оформления якобы полагающейся выплаты запрашивают личные и финансовые сведения. Эта информация нужна им для хищения денег с карты.
Были случаи, когда мошенники под разными предлогами (чаще всего, чтобы спасти деньги через «бе-зопасный счет») вынуждали жертв сформировать QR-код в приложении банка на снятие наличных и прислать скриншот им. Такой код безусловно относится к секретной информации, которую ни под каким предлогом нельзя никому передавать!
Позвонили на мессенджер – прервите разговор
– Телефонные мошенники звонят из мессенджеров вместо сотовой связи. Какие здесь риски?
– После того как операторов связи обязали блокировать звонки с подменных номеров, злоумышленники сначала переключились на звонки через мессенджеры. Но сегодня их главным инструментом стали виртуальные АТС: доля такого способа звонков уже превысила долю мессенджеров вдвое.
В случае с мессенджерами контроль со стороны операторов связи не работает, так как звонок идет через интернет-линию. Очень высок уровень анонимности звонящего, поэтому привлечь его к ответственности крайне сложно. К таким звонкам надо быть еще более внимательным, чем к традиционным телефонным. Не надо раскрывать свои данные. Настоящие сотрудники банков, работники правоохранительных или государственных органов не звонят гражданам через мессенджеры, не рассылают фото или сканы документов.
– Что делать, если поступил такой звонок?
– Самый простой и верный способ – прервать разговор и сбросить звонок. Киберпреступники все чаще подделывают официальные телефонные номера банков, чтобы обмануть их клиентов. Они используют специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Поэтому, даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Наберите номер горячей линии банка вручную. Телефон горячей линии можно найти на обратной стороне карты или на официальном сайте банка.
– Где мошенники берут информацию о потенциальной жертве?
– Как правило, информации, которая утекает в Сеть из баз данных финансовых организаций и других компаний, недостаточно, чтобы украсть деньги без вашего ведома. За последние годы несколько раз данные клиентов «утекали» от сотрудников банков, микрофинансовых организаций, коллекторских бюро и кредитных брокеров. Иногда хакерам удается взломать базы интернет-магазинов и сервисных компаний, отелей и перевозчиков. Нередко люди сами делятся номерами своих карт или даже публикуют их фотографии в соцсетях и мессенджерах. Киберпреступники взламывают аккаунты и собирают такие данные в собственные базы, чтобы затем выставить на продажу. Некоторые пользователи вводят свои имена, номера телефонов и реквизиты карт на страницах псевдоконкурсов, лотерей и опросов или на сайтах-двойниках настоящих финансовых организаций, магазинов... Такие фишинговые сайты мошенники создают специально, чтобы собирать персональные и платежные данные.
– Предположим, злоумышленникам все-таки удалось обмануть человека – он перевел деньги или раскрыл личную информацию. Что делать в таком случае?
– Если вы стали жертвой мошенников, немедленно заблокируйте карту с помощью мобильного приложения или личного кабинета на сайте банка. Заблокировать ее также можно через контакт-центр банка (телефон указан на оборотной стороне карты) или в любом его отделении. В течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией. Также обратитесь с заявлением в любое отделение полиции. Помните: если вы самостоятельно перевели деньги мошенникам или предоставили им банковские данные, то банк не обязан возвращать похищенную сумму.
Когда банк должен вернуть деньги
– В каких случаях могут звонить настоящие сотрудники банка?
– На самом деле у сотрудников банка немного поводов, чтобы позвонить клиенту – большинство вопросов они решают через интернет: публикуют новость на сайте, отправляют уведомление в мобильное приложение или по электронной почте. Но в некоторых ситуациях сотрудники все же звонят: провести опрос, рассказать о новых продуктах банка, кредитный инспектор может уточнить данные по заявке. Но их не интересует информация о вашей карте, они не спрашивают номер CVV или код подтверждения.
В некоторых случаях может позвонить и сотрудник службы безо-пасности, которым так любят представляться мошенники. Например, по карте или счету провели подозрительную операцию. Карту заблокировала антифрод-система – программа, которая отслеживает мошеннические транзакции. Она автоматически определяет подозрительные, нетипичные для клиента операции. Например, со счета сняли слишком большую сумму, за 10–15 минут многократно перевели небольшие платежи... Обнаружив подозрительную транзакцию, система автоматически блокирует операцию, карту или счет. В течение 5–15 минут после блокировки сотрудник службы безопасности звонит клиенту, чтобы перепроверить информацию. Но обычно человек сначала получает уведомление, что операция и карта заблокированы. Если уведомление о блокировке не пришло, а вам позвонили из службы безопасности, стоит насторожиться: не мошенничество ли это.
Отличить сотрудника банка от мошенника можно и по информации, которую он запрашивает. Специалист должен убедиться, что на звонок ответил клиент банка, поэтому запрашивает фамилию, имя, прописку или место фактического проживания. Может поинтересоваться, какую последнюю операцию по карте совершил клиент. Но сотрудник банка никогда не просит полный номер банковской карты, срок ее действия, CVV и одноразовый код из СМС, потому что для блокировки карты у него есть вся информация.
– При каких условиях банк должен вернуть деньги, если клиент стал жертвой мошенников? Какова процедура?
– По закону банк обязан вернуть деньги, если вы выполнили два условия. Первое – сообщили банку о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции. Не успеете – банк имеет право вам отказать. И второе – не нарушали правила безопасности при использовании карты. В частности, не сообщали мошенникам данные карты, не хранили ПИН-коды вместе с картой, не писали код на самой карте, не позволяли никому делать ксерокопии или фотографировать вашу карту. Банк проведет служебное расследование, по итогам которого с вами свяжется сотрудник и сообщит о решении. Если банк убедится, что вы не нарушали правила использования карты и при этом опротестовали операцию вовремя, вам вернут деньги.
В любом случае, лучше сразу позвонить в банк и уточнить порядок действий у оператора. Нужно будет также сходить в отделение, чтобы написать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги. Сохраните у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял. Напишите заявление в полицию. Возможно, ваша информация поможет быстрее вычислить и поймать преступников.
Пароль со смыслом
– Какие советы можете дать курянам, чтобы защититься от мошенников?
– Никому не сообщайте полные реквизиты своей карты и не выкладывайте ее фотографии в Сети. Если кто-то хочет перевести вам деньги, ему достаточно знать только номер карты или даже просто номер телефона. Вводите данные только на защищенных сайтах надежных компаний. Официальные сайты финансовых организаций, а также многих онлайн-магазинов и сервисов в поисковых системах помечены галочками. Защищенное соединение легко узнать по значку закрытого замка и адресу, который начинается с https:/.
Платежи лучше проводить через безопасные шлюзы платежных систем: они перекидывают вас на сайт банка, который для подтверждения операции присылает код подтверждения в СМС. Подключите СМС-оповещения или push-уведомления об операциях. Так вы сразу же узнаете, если по карте кто-то проведет платеж без вашего согласия.
Если вам звонят или присылают сообщения от банка с тревожными или радостными новостями о балансе счета, лучше не поддерживать разговор и сразу положить трубку, не отвечать на сообщение. Стоит набрать официальный телефон горячей линии. Объясните ситуацию специалисту, он подскажет, что происходит с вашим счетом и как лучше поступить.
Используйте сложные пароли для своей электронной почты и личных кабинетов на сайтах. Пароли типа 12345 или Password не смогут вас защитить. В идеале все пароли должны быть разными, длинными, с прописными и строчными буквами, цифрами и специальными символами. При этом желательно, чтобы для вас пароль имел смысл и вы могли его запомнить. Как и реквизиты карты, пароли нужно хранить в тайне.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
1914 фактов краж и мошенничеств, совершенных бесконтактным способом, зарегистрировано УМВД по Курской области с начала 2023 года.
419 млн рублей составил причинённый ущерб.
9,9 млн рублей – самая крупная сумма, отданная курянами мошенникам. В мае медработник оформил кредит и вместе с остальными сбережениями перевел деньги аферистам.
3,2 млн рублей отдал мошенникам житель Курска в августе-сентябре этого года. Мужчина перевел свои сбережения, взял кредит и продал квартиру. Все средства отправил неизвестным аферистам.
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 40 (1511) от 3 октября 2023 года
Перевозчики вернули 27 миллионов рублей после начала расследования аферы с транспортными картами
Роман Старовойт: «Первомайский парк безобразно застраивался»
Повелитель электричества и основоположник космонавтики. Ученые, прославившие Курскую область
Упрощена процедура увольнения за появление на работе в нетрезвом виде
Пришельцы, эльфы и русалки. Таинственные находки со всего мира