Возвращение в разноцветную ярмарку...
После переноса в 1878 году Коренной ярмарки (тогда она именно так называлась) в Курск, существовавшая там ярмарочная инфраструктура быстро пришла в упадок и была впоследствии утрачена. В частности, так случилось с большим Гостиным двором, выполненным в стиле классицизма к 1812 году. Автор проекта этого сооружения – знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. Несомненно, именно Гостиный двор в начале XIX века стал организующим центром ярмарки и придал ей соответствующие размах, блеск и популярность...
Центральная часть здания имела колоннаду и высотную доминанту – часовую башню. Позади располагались многочисленные склады для оптовой торговли. Первый этаж представлял собой торговые ряды – по наружному периметру размещались лавки и магазины, по внутреннему – загоны для гужевых возов, на втором этаже были гостиничные номера для купцов. Архитектура красиво огибающих биржевую площадь арочных галерей была совершенно тождественна аркаде московских торговых рядов, выстроенных в те же годы на Красной площади столицы.
Табуны лошадей сгонялись со всей Центральной России
И все же – что представляла собой Коренская ярмарка, скажем, в середине XIX века? Описаний осталось много, все это ярко и сочно.
Широкий проезд на центральную овальную площадь, вмещавшую многие тысячи людей, давал возможность увидеть напротив входа великолепное двухэтажное главное здание ярмарки, увенчанное высокой башней с часами. Оно было украшено колоннами, нишами, столбами галереи. Двухэтажные крылья зданий расходились от него в обе стороны, образуя красивое полукружие внутри комплекса. Фасады этих зданий представляли собой ряд одинаковых по величине и очертанию арок, опирающихся на столбы, образуя открытые галереи.
За главным зданием располагались одноэтажные корпуса, отделявшие территорию Гостиного двора от остальных ярмарочных кварталов. В центре внутренней площадки стоял восьмиугольный павильон, так называемый «важный», в котором находились казенные весы.
И. И. Бесядовский в статье в книге «Труды Курского губернского статистического комитета» (1866 год) писал: «Обширная Панская линия не уступит красотой ни Санкт-Петербургскому пассажу, ни Московской Голицынской галерее... В конце ряда, на галерее, гремит ярмарочный оркестр, получающий 25 копеек в сутки с каждого лавочного номера».
Внутренняя часть корпусов представляла собой длинные широкие коридоры, обставленные с обеих сторон арками, в каждой из которых помещалась лавка. В середине XIX века в Гостином дворе размещалось 528 лавок, 52 балагана, 20 винных погребов. Харчевни, пекарни располагались вокруг Гостиного двора в торговых рядах. Здесь же находилось 58 гостиниц, кузницы, аптека, 5 общественных весов...
Перед открытием ярмарки сюда из Курска в полном составе прибывали городская дума, полицмейстер с целым отделением нижних чинов и прикомандированными солдатами, пожарная команда, земский суд в составе трех чиновников, нотариус, окружной акцизный надзиратель, врач и аптекарь, ветеринарный врач... На ярмарке работало временное отделение губернской почтовой конторы.
Находился там ипподром, на котором уже за несколько дней до официального открытия торжища начинались конские торги. Табуны лошадей сюда сгонялись со всей Центральной России в количестве 4–5 тысяч голов.
Цыганские хоры и военные оркестры
По бокам за центральным входом в Гостиный двор находились две кондитерские. Около полудня в Панский ряд съезжалось богатое общество посетителей ярмарки – скорее не для покупок, которые были сделаны заранее, а для прогулок. Вечером это избранное общество проводило время или в театре, или в зале собрания, находившегося в южной части Гостиного двора.
Веселью на ярмарке способствовали трактиры самого разнообразного пошиба. В них царствовали цыганские хоры, зарабатывавшие большие деньги. Однажды на ярмарке раздались звуки итальянской оперы, но традиционно здесь гремели военные оркестры. Из престижного трактира купца Перегудова доносился звук играющих богемцев на валторнах, трубах и тромбонах. В менее дорогих трактирах тоже звучала музыка, исполняемая на балалайках, гармонике, шарманке, а иногда на скрипке.
Тот же Бесядовский в своем исследовании «Коренная ярмарка 1863 года» писал: «Едет дворянство, в том числе из глухих захолустий: старомодные коляски, уродливые тарантасы, невообразимые экипажи древнейшего фасона, наполненные коробками и мешочками, составляют юмористическую иллюстрацию первых движений ярмарки... Барышники ведут разномастных лошадей и размещают их по постоялым дворам; маклеры и кулаки бегают, суетятся и ищут себе пищу в этом торговом муравейнике; далее идут фургоны огромных размеров – подвижные балаганы, из которых выглядывают растрепанные и взъерошенные головы каких-то беспредельно веселых женских лиц – цыганских, еврейских и других неопределенных народностей, и слышится пение, неистовый смех и звуки расстроенной гитары или брюзжачей гармоники; идут странники-пешеходы с узелками на плечах, порою проскачет и лихая тройка, запряженная в чистенький опрятный экипаж, с погремушками, лентами, бубенчиками, медными бляхами и наборного сбруею с лихим молодцом на козлах... Панская линия – каменная, крытая галерея с лучшими магазинами по обеим сторонам ее – каждый день устилалась зеленой травой и поливалась, отчего здесь было прохладно, и воздух был чистый. Посреди ее играл оркестр военной музыки, а по всей линии раздавалось пение соловьев, клетки с которыми висели над дверями магазинов... В праздничные дни ярмарка оглашалась хороводными песнями: это девушки и парни в праздничных нарядах из окрестных деревень вереницами являлись на ярмарку и были не прочь щегольнуть перед горожанами танцевальным искусством...»
«Это была знаменитая выставка невест»
Афанасий Фет в книге «Мои воспоминания» рассказал о своих впечатлениях: «В Коренной мы с братом заняли один из множества домиков с широкими дворами, с навесами для помещения лошадей и экипажей. Дома эти, построенные на скорую руку, в большинстве случаев отличались от крестьянской избы средней руки разве отсутствием печей и дощатыми полами. Все они вереницей тянулись с одной стороны ярмарочной площади к конному бегу и предназначались для сдачи в наймы только на две недели ярмарочной поры... На прочных столбах с перекладинами висело множество колоколов от малых до весьма значительных размеров. Так как никто не станет покупать колокола, не ознакомившись с его звоном, то всякому предоставлялось право звонить. Поэтому непрерывным звон стоял над всею площадью, заглушая весь остальной гам... Ярмарочная площадь кончалась полуверстным бегом с ярмарочным павильоном посредине. Каждый вечер здесь происходили состязания рысаков, а иногда лошадей, возящих тяжести. На следующее утро имена победителей становились общим предметом разговоров...
Исключение из оглушавшего шума представляли только каменные ряды, напоминавшие московский Гостиный двор... По переходам с утра до вечера разгуливали разодетые дамы, между которыми то и дело мелькали кавалерийские офицеры, преимущественно гусары, в полной форме с волочащимися саблями. Это была знаменитая выставка невест, подкрепляемая балами в Дворянском собрании. К вечеру ярмарка затихала и проезд экипажей становился реже... Слобода озарялась яркими огнями окон, за которыми громогласно звучала музыка и лились бесконечные танцы...»
Вот зарисовки о Коренной ярмарке Владимира Гиляровского: «Сотни плотников и разного мастерового люда гремели топорами и визжали пилами. Строились вокруг постоянных ярмарочных зданий легкие дома для помещиков, приезжающих на ярмарку со своими семьями и многочисленной дворней; река Тускарь белела купальнями. «Панские ряды» в азиатском вкусе красились и отделывались, 300 деревянных лавок красовались в долине Тускари, а ларькам и счету не было. И все это кишело приезжими... Но самый центр – конская ярмарка. Любители и коннозаводчики, десятки ремонтеров (военные, занимавшиеся пополнением лошадей в войсках) приезжали из всех гвардейских и армейских полков на эту ярмарку и безумно сорили деньгами. Все перемешалось: от крепостников до крепостных рабов, от артистов и музыкантов до сотен калек-нищих, слепых певцов и лирников. И все это наживало и по-своему богатело».
Анатолий Марков, писатель и журналист, повествовал о Коренной ярмарке до времени строительства Гостиного двора: «В старое время весь луг бывал застроен палатками, шатрами, домиками из досок и мазанками из хвороста и глины наподобие малороссийских хат. Это были «ставки» приезжавших на ярмарку из года в год на богомолье помещичьих семей, устроенные крепостными плотниками и столярами из привезенного с собой из имений материала. У многих господ здесь были свои постоянные дачи, снаружи украшенные резьбой по дереву, а внутри богато обставленные мягкой мебелью и устланные персидскими коврами. Некоторые из помещиков даже сооружали на реке купальни на лето. Дворянские семьи с чадами, домочадцами и прислугой приезжали целыми поездами и жили в этих помещениях в течение всей ярмарки, недели по две-три».
Согласитесь, полноценно восстановить дух Коренской ярмарки периода ее расцвета невозможно. Слишком многое изменилось. И все же хотя бы частичное восстановление Гостиного двора несомненно придало бы нынешнему ярмарочному действу исторический колорит, чего так не хватает не только Коренной пустыни, но и нынешнему Курску.
Виктор КРЮКОВ, использованы материалы курских краеведов
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 36 (1507) от 5 сентября 2023 года
«Страшно! Вечером идешь с работы и боишься». Микрорайон КЗТЗ глазами местных жителей
Мир забавных, странных и смешных человечков. Пластилиновая вселенная жителя Курской области