В Курске живет изобретатель с «АвтоВАЗа»
Уникальная возможность пообщаться с изобретателем выпадает не каждый день. Пенсионеру Ивану Дмитриевичу Бухтиярову, живущему в Курске, исполнилось 88 лет. Человек, внесший немалую лепту в становление отечественного автопрома, сохранил острую память, бодрость духа и умение рассказчика. И это несмотря на тяжелые испытания – войну и тюремное заключение отца по политическим мотивам. По мнению курянина, жизнь с юных лет приучила его к самодисциплине, порядку и пониманию ценности вещей.
«Если хватит сил открутить гайки»
Иван Бухтияров всегда стремился познать что-то новое. В 15 лет начал ездить на тракторах, чинил их, учился работе в поле. Поступил в Новосибирский сельскохозяйственный институт.
Из-за того что на отца Ивана Дмитриевича был наложен статус «изменник Родины», а сам он отбывал срок, попасть в вуз для парня казалось делом проблематичным. Однако, обладая полными знаниями Иван ответил на все вопросы преподавателей.
– Говорю им: «Спросите. Вы же не знаете, насколько мне знакомы все эти процессы». Педагоги начали буквально «допрашивать». «Как устроен трактор? Как работает двигатель? Какие органы управления имеет трактор?» Отвечаю: конечно, знаю. Объяснил им всё, они смотрели удивленно. «Молодой человек, откуда такие познания?» А дядя – брат моей матери – каждое лето со мной занимался на поле. «И насколько глубоко вы знаете все эти процессы?» Сказал, что могу разобрать и собрать двигатель, если только у меня хватит сил открутить гайки, – смеётся Иван Дмитриевич.
Парня зачислили в институт. Впереди была интересная жизнь, полная изобретений
Первые «ноу-хау»
В вузе Иван Дмитриевич увлекся шумами машин, издаваемыми при работе. Он захотел узнать, как их измерить. Но требовалось специальное оборудование: микрофоны, датчики, техника, которой не было. В институте заинтересовались этой темой.
– Преподаватели кафедр ремонта, физики и военной кафедры помогали найти приборы для продвижения исследований. Я начал понимать, что шумы, которые издаёт машина, можно изучать по колебаниям ее поверхности. Двигатель шумит из-за того, что внутри соударяется множество деталей. В процессе того, с какой скоростью они соприкасаются, возникают сигналы, отображаемые на экране. Акустика меня увлекла.
Окончив институт, свои «забавы», как считали некоторые педагоги, Бухтияров не бросил. Пришёл к директору института и убедил дать ему возможность вне рабочего времени заниматься акустистическими исследованиями. Тот дал добро.
– Работать приходилось в старой заброшенной кузнице. Но образцов для изучения – старой списанной техники – в тот период было много. Вскоре стали проявляться первые достижения. Я начал создавать новую технику, чтобы изучать сигналы. Требовалось больше оборудования. А где его брать? Приходилось ездить в другие институты, на заводы, где получал уникальные знания о работе машин.
И вот звездный час. Приехав в Москву, в головной институт, Иван Бухтияров рассказал руководителям разных лабораторий, чем занимается в свободное от работы время. Его внимательно выслушали и свели со специалистами Института стандартов СССР. Иван Дмитриевич разъяснил им, что изучает и какие получает результаты. Оказалось, что исследования Бухтиярова уникальны в области шумов.
– Меня познакомили с директором Института стандартов СССР Василием Васильевичем Бойцовым. Я подготовил чертежи, рисунки. Директор выслушал и сказал: «Это, конечно, всё хорошо. А не могли бы вы на учёном совете выступить?» Я ответил: «С удовольствием!»
И вот мне, мальчишке, только окончившему институт, дали слово на 20 минут. Когда ответил на все вопросы членов учёного совета, услышал: «Предлагаю вам защищать на эту тему кандидатскую диссертацию в моём институте вне очереди. Если что, поможем во всём». Это было очень почетно и престижно – защищать диссертацию в головном институте. Но одному даже физически сделать такую работу было невозможно. Мне и вправду помогли с ней. Один бы я не справился.
Акустика помогла решать серьезные проблемы, связанные, скажем, с военной техникой. Представим, танк собрался выходить на поле боя и сломался. Стрелять не может, двигаться не может, лёгкая добыча для врага. Что делать? Иван Дмитриевич нашёл на этот вопрос ответ.
– В процессе подготовки техники к бою акустика даёт возможность, не вскрывая машину, выявить неисправность. Мы можем этого не видеть, но предсказать момент появления внутренней неисправности позволяет именно акустика.
От «Мерседеса» отказался
Представители института стандартов рассказали о работе Ивана Бухтиярова в Министерстве автомобильной промышленности. «Когда мы сделали один прибор, позволявший изучать работу топливной аппаратуры, не вскрывая её, я встретился с руководителем отдела мин-автопрома. Он предложил проверить аппарат на полигоне. Когда диагностировали на новом приборе двигатель, прибыл министр автопрома СССР Александр Михайлович Тарасов. Да не один, а с президентом компании Mercedes-Benz. Они наблюдали за нашей работой. Президент немецкой фирмы подошёл и спросил меня: «Что изображено на осциллографе?» Я подробно объяснил. Он переговорил с Тарасовым, переводчик заявляет: «Приглашает вас работать у себя в Германии». Он сразу уловил, насколько важно это устройство. Но я отказался.
Со знаком «проба»
«АвтоВАЗ» – это целая история, которую пишут талантливые и гениальные люди. Один из них – Иван Дмитриевич Бухтияров. Благодаря своим изобретениям он оказался на автозаводе в Тольятти.
– Мне задали вопрос: «Что тебе надо?» В итоге получил 16 автомобилей со знаками «проба». Начальство распорядилось решить проблему, связанную с большими затратами на испытание двигателей. Был изготовлен прибор, решавший данный вопрос. Порой рабочие бунтовали против наших приборов, теряя деньги, которые они получали за тестирование. Даже пытались схитрить. Когда прибор начинал работу, в него засовывали проволоку и выводили из строя, иногда ломали аппараты...
Левани ШАХОВ, медиашкола «ДЮйМ», Центр детского творчества Курска, фото Софьи Придворовой
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 17 (1488) от 25 апреля 2023 года
Курск зажигает огни «Парада звезд 80-х». Теперь в концертном зале «Свиридовский»