«А из нашего окна площадь Красная видна »
Во всем мире вид из окон – это обязательная составляющая хорошего жилища. Сегодня никого не удивишь высоким уровнем отделки или величиной площади, а вот вид на окрестности ценится все дороже. Всем хочется, чтобы окна его квартиры выходили не на глухую стену соседнего дома, а к примеру, на красивый храм, зеленый парк или обширные пространства по левому берегу реки Тускари.
Негласный реестр видовых пространств давно существует не только в столице, но и среди курских застройщиков, интересы коих безропотно обслуживаются архитекторами и согласующими органами.
Именно отсюда и возникает неуемная тяга возвести многоэтажный дом где-нибудь на улицах Володарского, Горького (с широчайшим обзором в сторону Тускари) или на Димитрова (с видом в сторону Кура). А знали бы вы, какой великолепный вид открывается из окон жилых домов, что выросли на пригорке близ Нижне-Троицкого храма! Холмистый Курск в этом смысле очень богатый город.
В свое время пассажиры поездов, прибывающих в Курск с юга, уже загодя начинали любоваться открывающимися перед ними городскими картинами. Особым успехом пользовался главный городской холм, ниспадающий к Тускари. Многие сравнивали этот вид с видом на Киев со стороны Днепра Екатерина II, будучи в Курске проездом из Крыма, любовалась закурной частью города со стороны нынешней Красной площади.
Но хороший вид из окна – это прерогатива тех застройщиков, которые «подсуетились» раньше других. Жители следующих домов, возведенных здесь чуть позже, рискуют упереться взглядом в однообразные стены соседнего жилья – в лучшем случае им оставят небольшой сектор для обзора. Отсюда одна из причин спешки в освоении конкретных площадок, когда даже снос исторического здания не остановит, как и риторический запрет строить «точечно» – без комплексного подхода.
Так может быть, пора составить прейскурант на курские виды, вписать в реестр охраняемых памятников природы и архитектуры или обложить их обладателей дополнительным налогом? Ведь если они так высоко ценятся, стало быть, чего-то стоят? Создать такой «окончательный документ», чтобы никакой Швондер от архитектуры не посмел бы на него покуситься.
Скажем, до начала 1960-х годов, когда завершилось строительство дома 2/4 на Красной площади, Знаменский собор со стороны улицы Ленина был виден полностью. Сегодня значительная его часть затенена сравнительно новыми зданиями. А ведь собор – это несомненная духовная и архитектурная доминанта нашего города. Архитекторов несколько оправдывает, что в те времена уже не было величественного понятия Знаменского собора как такового, а был просто кинотеатр «Октябрь». Но это здание даже тогда, без колокольни и башенок, оставалось доминантой исторической.
Есть еще одна сторона вопроса, которая тревожит любого зодчего: насколько хорошо его архитектурное детище будет обозреваться само по себе. В этом смысле престижное место – знак качества для архитектора. Дескать, знай наших. Но каковы будут последствия такого вторжения? Вспомните многоэтажное офисное здание, стаявшее там, где соединяются улицы Радищева и Дзержинского. Оно загородило все, что только можно было загородить, но с точки зрения архитектора, вероятно, дело того стоило. Как следствие, возникла проблема – где парковать автомобили офисменов? И вот обширная автостоянка уже вторгается на территорию проезжей части улицы Урицкого, мешая троллейбусному движению. А то, что новое здание перекрыло в широком ракурсе традиционный для Курска открыточный вид на Дом советов, – это отдельный вопрос.
Надо ли говорить, что вид из окон офисов данного здания (начиная со средних этажей) очень престижный. Может быть, как раз это и стало причиной выбора именно этой точки города.
Стоит вспомнить и о том факте, что, согласно генеральному плану, действовавшему к моменту согласования данного архитектурного проекта, строительство здесь вообще не предполагалось. То есть высотный регламент оговаривал здесь нулевую этажность.
Следующее в ряду примеров – торгово-офисное здание на углу улиц Ленина и Садовой. Оно проектировалось как пятиэтажное, но уже в процессе строительства аппетиты разгорелись – возвели гораздо больше. О вкусах не спорят, но сложно отделаться от мысли, что строение по своей конструкции и внешнему виду выпадает из близлежащего архитектурного пространства. Зато относительно престижности выбранного места – никаких сомнений.
Неподалеку (угол улиц Радищева и Садовой) поставили здание под названием «Садовая плаза». Строили его для налоговой инспекции (в центре города, чтобы народу было проще добраться), но скоро на зеркальных стенах появился плакат «Сдается в аренду». Как-то незаметно строение стало частной собственностью.
Рискну предположить, что все три выше упомянутых здания принадлежат одному архитектору
Стоит вспомнить, что вся левая часть Садовой между улицами Ленина и Радищева генпланом 1987 года предназначалась для размещения дополнительных спортивных сооружений. Но времена меняются, а с ними руководители городской администрации и главные архитекторы. Разобраться в такой чехарде временщиков и попробовать выстроить здесь какую-то логику преемственности (хотя бы от одного генплана к другому) – это напрасный труд.
P. S.
● В свое время, когда в Курске (в конце XVIII века) начали строить здание присутственных мест (на пересечении улиц Сонина и Луначарского) раздавалось множество возмущенных голосов: перекроем, дескать, вид на купола и колокольни Знаменского собора со стороны Стрелецкой и Ямской слобод. При том что здание было всего двухэтажным (за исключением своей восточной части). Правда, и сам собор тогда был другим – пониже. Но когда на месте разрушенного здания присутственных мест, никого не спрашивая, начали возводить заводоуправление, о сохранности видового пространства уже никто и не заикался – четыре этажа на высоком цоколе. Сегодня того величественного вида со стороны Тускари из окон вагонов, подъезжающих к Курску со стороны Белгорода пассажирских поездов, уже нет
● В 1970-х годах рассматривалась возможность поставить банальное 12-этажное офисное здание на территории Первомайского парка – для нужд обкома партии. От проекта отказались, но всего лишь по причинам финансового характера.
● Почему в Курске так мало строят на косогорах? Не пора ли уже изживать давнюю в нашем городе привычку строителей к ровным участкам? Именно используя косогоры, возможность стать обладателем прекрасного вида станет гораздо доступнее.
● У нас строят дом, который раз и навсегда заслонит хороший вид из окон дома-соседа. Масса примеров, когда в таких случаях жильцы (большинству из которых ближе продолжение поэтической фразы, взятой в качестве названия этого материала: «а из нашего окошка только улица немножко») спорят об автостоянке, которую потеснил дом-новичок, или о детской площадке, но о виде из окон – никогда. Попробуйте проявить такую архитектурную вольность где-нибудь в Чехии или в Германии – не получится. Там вид из окон – чья-то собственность, за которую заплачено.
● Достойно отдельного рассказа, как искали место для строительства Дома книги. Нашли – напротив, через улицу Ленина, первой очереди ЦУМа. Это с одной стороны, а с другой – управление МВД. Надо понимать, что как раз этот сосед и внес свой вклад в то, что безжалостно снесли колокольню, пострадавшую во время войны. А само здание храма надежно спрятали за самим Домом книги – пройдешь мимо и не заметишь.
● С середины 1950-х годов едва ли не главным по узнаваемости (в том числе на открытках и календарях) был вид на устье улицы Ленина со стороны Красной площади. Здание городской администрации с одной стороны, гостиница «Центральная» – с другой. Они и сегодня достойно украшают город, но... Чуть левее этого ракурса из-за контуров гостиницы «Центральная» нагловато выглядывают (по пояс) здания незатейливых по формам многоэтажных жилых домов, построенных сравнительно недавно на улице Почтовой...
Виктор КРЮКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 15 (1486) от 11 апреля 2023 года
Реконструкция трамвайной сети: закрытие маршрута и жалобы на шум
Проект «Росатома» «Эффективный регион» меняет систему здравоохранения Курской области
Макожарники, полотки, головизна да сущики. Курская кухня, которая удивляет