«Висуны» – зацеперы на курских трамваях
Строго говоря, «висуны», то есть безбилетные пассажиры трамваев, передвигавшиеся снаружи вагонов, появились еще до революции. С ними боролись как могли.
Так, 17 февраля 1917 года командующий войсками Московского военного округа генерал артиллерии Иосиф Мрозовский издал приказ, воспрещавший «при езде на трамваях помещаться на ступеньках, буферах и рамах (сетках) вагонов, а равно вход и выход из вагонов до полной остановки». Виновные в нарушении подвергались заключению в тюрьме до трех месяцев или денежному штрафу до 3000 рублей.
Советская власть хотя и считала воспитание детей приоритетной задачей, вела борьбу с «висунами» с переменным успехом. «Пришли ко мне как-то милиционеры, рассказывали, сколько ребят становятся калеками, гибнут из-за того, что цепляются за трамваи, автомобили. Мальчиков особенно много гибнет и калечится. И слушая их, я вспомнила, как в 1918 году под трамвай на моих глазах попал такой «висун», мальчонка лет 10–12. Ему отрезало ноги, а он лежал под трамваем и не переставая кричал: «Ма-ма, ма-ма!» Но никакой мамы не было, да и чем бы она помогла!» Из письма Надежды Константиновны Крупской (1939 г.).
Вдова Владимира Ильича Ленина указывала на серьезную проблему советских городов 1920–1930-х – массовое увлечение катанием на трамваях вне салона. Особенно резко обострилась она в середине 1930-х годов. В одной только Москве было организовано 47 пунктов для борьбы с «висунами», где дежурили педагоги и представители бригад содействия милиции. За 20 дней марта 1935 года только в Кировском районе было снято с подножек и буферов трамваев 1202 безнадзорных ребенка. Из них 706 были переданы родителям с предупреждением.
В марте 1936-го столичная милиция вела решительную борьбу с «висунами», «облепляющими со всех сторон трамвайные вагоны». К работе были подключены и рабочие-активисты московских предприятий.
На трамвайных остановках специальные контролеры следили за нормальной посадкой пассажиров и снимали «висунов». Все нарушавшие правила движения, едущие на подножках и вскакивающие в трамвай на ходу, штрафовались на месте, а при отказе доставлялись в отделение милиции, где составлялся протокол.
Как сообщал корреспондентам московских газет начальник управления милиции Москвы тов. Вуль, только за один день, 16 марта, с трамвайных подножек, поручней и буферов было снято большое количество детей, которых передали родителям с предупреждением. «Висуны» на месте штрафовались от 1 до 3 рублей. Лица, на которых составлялись протоколы, подвергались более внушительному штрафу – от 10 до 25 рублей.
В Курске проблема «висунов» обострилась в послевоенное время, в 1940-х – начале 1950-х. Однако с ней успешно справлялась курская милиция.
Хотя и не столь массово, но езду на буферах трамваев практиковали юные куряне и в 1970–1980-е. Это называлось «кататься на колбасе».
Пётр ГОРБАЧЁВ, фото transphoto.org
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 12 (1483) от 21 марта 2023 года
В Халино открыли мемориальную доску двум летчикам, погибшим в спецоперации
Со здания на площади Перекальского сняли Орден Отечественной войны
«Динамо» – второе в регулярном чемпионате. В четвертьфинале Курск сразится с «Никой»