«Коготь дракона» Юрия Баева
Юрий Баев родился в 1965 году в Курске. Будучи школьником, увлёкся боксом, после школы – карате и ушу. В 1990-м в Махачкале окончил 7-годичные курсы по подготовке тренеров ушу, получив диплом Федерации ушу РСФСР. Юрий овладел различными боевыми стилями – Чаньцюань, Наньцюань и Саньда.
В 1991 году он занял 1-е место в командном первенстве СССР по Саньда (это полноконтактный стиль, свободные поединки), получил тяжёлую травму и начал заниматься даосским цигуном. Кроме того, Баев учится, подобно Порфирию Иванову, у матушки-природы: при любой погоде уходит в лес на 6 и более часов, остаётся ночевать на снегу при минус 20 градусах
В 1995-м он полностью восстанавливает здоровье и на основе техник волевого воздействия Синьицюань и собственных техник единения с природой создаёт свой боевой стиль Лун Чжао (Коготь дракона). Сегодня за плечами Баева 20 лет тренерской работы. Одарённый добродушием и чувством юмора, Юрий Васильевич притягивает и малышню, и зрелых людей. «Не люблю мордобоя, ну, не могу драться, – признаётся Баев. – И там, где надо чисто боевые приёмы показывать, в последнее время ставлю вместо себя способных учеников».
– Юрий Васильевич, что такое воинское искусство?
– Я бы не стал придумывать своего определения. Один мастер сказал мне: воинское искусство – это путь к жизни через смерть. Думаю, так и есть. В принципе, это касается не только воинского успеха, но и всех техник трансформаций – совершенствования и очищения. Через смерть – потому что умирает ум и рождается сердце. Вместе им сосуществовать, как бы нам ни хотелось, может, теоретически и возможно, но практически маловероятно. Об этом сложно говорить откровенно – у нас, россиян, другая ментальность, иное мировоззрение. Но для жителей Востока это само собой разумеющееся: людям, опирающимся в повседневной жизни на ум, а не на сердце, только кажется, что они живут. Они испытывают эмоции, но не чувства, и понять умом эту разницу невозможно, ее нужно ощутить самому. А для этого нужен опыт.
– Любой ли может прийти к вам в группу или есть возрастные ограничения?
– Возрастная планка стала понижаться, теперь на Тайцзи и цигун приходят уже 15-летние. Дети-то пошли теперь какие – индиго!.. Самые маленькие – в группе у-шу – четырёхлетки. Самому взрослому – это в группе ци-гун – восьмой десяток. Есть ещё группа кунг-фу, там, в основном, подростки и мужчины до 30 лет. Никаких возрастных ограничений нет, главное условие для занимающегося – желание тренироваться, меняться в лучшую сторону, личное устремление слышать мир и себя, чувствовать В цигуне это называется «внутренней подвижностью». Иногда оказывается так, что подвижный внешне человек «неподвижнен» внутри, и наоборот. Скажем, на Востоке сидит в медитации мудрец: его тело замерло, а сознание – восприимчиво, активно. Или у весьма подвижного спортсмена может быть абсолютный внутренний покой, эмоциональный баланс
– Чему учатся малыши?
– Детская секция у-шу – сплав спортивного направления и классического кунг-фу. Техническая база – стиль Чаньцюань, сочетает грациозность и ритмику танца с точностью и напором боевого искусства. В этой группе занимаются дети 4–10 лет. Главное внимание уделяется развитию мышц, связок, координации, прыгучести, гибкости и выносливости. Дети учатся правильно держать спину во всех движениях и стойках, разучивают спортивные комплексы, которые создают оптимальную нагрузку на суставы и развивают поясницу как центр управления телом. Происходит укрепление иммунитета, всех систем и органов. Кроме физического, детям нужно и немножко ментального развития, это поможет им раскрыться духовно. Они ведь непоседливы, энергичны, нужно учиться на минуточку замирать, чтобы услышать себя, своё сердце.
– А что значит ментальное развитие?
– Это воображение, но не путайте с фантазией, то есть придумыванием чего-то нового, в основе чего лежит сказка. Воображение же – попытка представить то, что уже есть. Мы сейчас в спортзале и видим над головами потолок. Но мы можем представить себе что там, над крышей, есть голубое небо с облаками, светит солнце Это и есть воображение. На моих занятиях малыши не только ходят гуськом, осваивают балансировку, учат базовые стойки и растягиваются в шпагат – они учатся наблюдать за собственным телом. Когда это возможно – взглядом. Например, за движением рук. А когда они сцеплены за спиной в замок – их надо почувствовать, можно и представить. Снова подключается воображение, и это даёт ребёнку осознание собственного тела.
– Чем занимаются на кунг-фу?
– Это уже практическое применение базовой техники у-шу. Изучение контактного боя Сань-да, постоянная боевая практика в парах дают возможность почувствовать уверенность в своих силах. Несколько месяцев ставится точность и траектория движений, и лишь затем, с помощью воображения, – сила, мощь и скорость ударов. В течение года ученик овладевает грамотным ведением боя, приёмам самозащиты, и только потом начинает познавать основы кунг-фу, прежде всего цинь-на (технику болевых захватов и приёмов), стили Багуачжан и Синьицюань.
– Цели для взрослых групп те же, что и для детской?
– Нет, конечно. Взрослым нужна осознанность.
– Что значит стать осознанным? Есть ли разница между осознанностью и умом?
– Наше сознание фундаментально – оно есть в каждом изначально, и быть осознанным – это прежде всего уметь слушать мир. Разбудить своё сердце, восприятие, стать открытым, чутким и откликающимся – и в то же время самостоятельным, цельным и сильным. И ещё добрым, это неизбежно (улыбается). Многие полагают, что осознанность и рациональный ум – одно и то же, и расширять сознание следует тренировкой ума. Но, как вы поняли, это совершенно не так.
– Как же «пробудить» осознанность?
– У взрослых – через динамические практики и одновременно работу с образами. Часто это парные практики. Я стараюсь приучать людей работать не с физическим телом, его суставами, позвоночником, а прежде всего с ощущениями Сегодняшний человек далёк от природы, плохо ее чувствует. Посмотрите на любую собаку – она адаптирована к природе гораздо лучше человека, хотя разница между нами огромная. В пользу человека, естественно. Но собака на морозе –40°С спокойно высыпается на снегу Чтобы возобновить утраченную связь с природой и снова стать восприимчивым к тому, что происходит вокруг, у нас осталось общение как возможность почувствовать внешний мир.
– Расскажите в общих чертах об особенностях стилей ушу, которые вы преподаёте?
– Чаньцюань – воинская система с тысячелетними корнями, синтез самозащиты и профилактики заболеваний. Она даёт полноценное физическое развитие: сильные ноги, здоровый позвоночник, хорошо развитые суставы, отличную координацию и мощный иммунитет... Благотворно влияет на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет кишечник и почки.
Тайцзицюань как система самообороны использует силы противника против него самого, подходит тем, кто слаб физически и по натуре не агрессивен. Но это и один из методов самооздоровления при болезнях суставов, варикозном расширении вен, ишалгии, неврозах и гипертонии, рекомендованный даже западной медициной. Оздоровительное воздействие особенно мощно в отношении позвоночника и суставов, дыхательной и кровеносной систем, почек и печени. Ни в одном другом боевом искусстве нет столько пластики, ритма и внутренней гармонии, сколько заложено в движениях Тайцзи, поэтому Тайцзи идеально подходит девушкам и женщинам, а мужчинам позволяет раскрыть свой внутренний потенциал и развиться ментально.
Методы Багуачжан были придуманы даосскими мастерами-отшельниками не для простых крестьян (как Тайцзицюань), а для одиночек, путешествующих по миру в поисках истины. Поэтому специфика Багуа – быстрые перемещения и неожиданные атаки, единство защиты и нападения. Эти динамические, а часто скоростные упражнения на координацию подходят тем, кому «скучно» медленно двигаться, кто быстро мыслит. Необычайная для внутреннего боевого искусства скорость развивает скрытые способности сознания, позволяет очищать ум и тело, трансформируя дух. В Багуа есть методы, отрабатывающие навыки боя без партнёра. Техники Багуачжан – это продолжение Тайцзи, но уже на порядок выше. Ну и Синьицюань – стиль волевого воздействия
– А что даёт цигун, и как он сочетается с ушу?
– Стили ушу мы используем, чтобы работать с техниками цигун. Сама система даёт здоровые почки, позвоночник, активное долголетие, крепкий иммунитет и сильную половую функцию с одной стороны – и возможности духовной трансформации с другой. В основе этих практик – правильное положение тела, прежде всего стоя, что хорошо стыкуется с обычной жизнью. Грамотная осанка и точные движения ног и рук снимают напряжение и стресс и очищают организм.
– Есть ли люди, кому не подходит путь воинских искусств?
– Если человек на первый план ставит материальные блага – стремление к комфорту, заработку – ему вряд ли подойдёт занятие воинским искусством. Но он может заняться чисто боевым искусством: приёмами техники контактного боя, самозащиты Увлечение боевыми техниками следует расценивать как определённую ступень. Ведь воинское искусство – многоступенчато. Вначале – физическое развитие (обычно это происходит в детском возрасте), в подростковом периоде, если ментальность ещё на уровне инстинкта выживания, – боевые искусства: бой, самозащита, прикладные техники По мере взросления боевое искусство выходит на ментальный уровень и становится воинским.
– Бывает ли, что после нескольких лет занятий человек прекращает их? И как это может на нем отразиться?
– Если это чисто физические практики – никак Те же, кто долго практикует духовные практики, оставляют их очень редко. Лет эдак после десяти у человека развивается внутренний генератор, просыпается внутренне «я»... Такому уже не нужны постоянные занятия, чтобы поддерживать себя, скажем так, в форме. Его ментальность – мировоззрение и умение слушать и слышать себя и мир – поддерживает физическое тело. Главное ведь не практики, а их цель – душевное равновесие. Для каждого оно индивидуально, и требует индивидуального подхода. По этой же причине никогда не провожу соревнований – это то, что способно сломать человека. А любая ломка, любое насилие заканчивается плачевно.
– Ваше восприятие Курска?
– Курск – это моя родина. Есть много замечательных городов, я люблю Киев, Харьков Но Курск – особый для меня город. Куряне – люди с волей, способные по-настоящему меняться и менять свою жизнь. Здесь особый дух (смеётся) Наверное, сказывается магнитная аномалия
Юлия ТАРАТИНА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
5
24 сентября 2014, 13:57Мы пройдем перевал Майтрейи.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 03 (953) от 15 января 2013 года
Впервые в Курске состоятся смешанные бои в «восьмиугольнике»
Косметический салон «Desheli» – волшебное превращение из золушки в принцессу в Курске