Тайна Бермудского треугольника разгадана?
Десятки судов и самолетов бесследно и загадочно исчезли за несколько десятков лет в огромном воображаемом треугольнике с вершинами на Бермудских островах, во Флориде и Пуэрто-Рико. Однако новое расследование в рамках новой программы BBC дает весьма логичное объяснение этой тайне.
Например, относительно исчезновения в конце 1940-х годов в районе Бермудского треугольника двух британских пассажирских самолетов, на которых погиб 51 человек. На одном из самолетов, по всей видимости, возникла серьезная техническая неисправность, а у другого кончилось топливо.
Ненадежный «Звездный тигр»
60 лет назад коммерческие полеты на Бермуды были делом новым и опасным. Самолеты нуждались в посадке для дозаправки на Азорских островах в 2000 миль от конечной цели. Тогда это был самый длинный беспосадочный пассажирский рейс в мире, самолеты достигали предела своей дальности. Сегодняшние лайнеры, выполняющие такие рейсы, должны иметь запас топлива на 700 миль, чтобы в случае необходимости дотянуть до Восточного побережья США. А самолеты послевоенного времени были гораздо менее надежными.
Компания «Британские южноамериканские авиалинии» (BSAA), выполнявшая эти рейсы, не могла похвастать блестящим послужным списком: за три года у ее самолетов было 11 серьезных аварий, 5 машин было потеряно, погибло 73 пассажира и 22 члена экипажей.
30 января 1948 года бесследно исчез самолет BSAA марки «Авро Тюдор IV», имевший собственное имя «Звездный тигр». Вместе с ним исчезли 25 пассажиров и экипаж из шести человек. Официальное расследование пришло к выводу, что это было «самое загадочное» происшествие.
Однако в официальном отчете о происшествии есть ряд моментов, указывающих на то, что проблемы на борту «Звездного тигра» появились до того, как он добрался до Азорских островов. Система отопления на самолете была известна своей ненадежностью, обнаружились также неполадки с одним из компасов. Возможно, чтобы на борту было теплее, пилот решил идти на очень небольшой высоте – 700–750 метров – в результате чего расход топлива существенно возрос.
На подходе к Бермудам «Звездный тигр» несколько отклонился от курса и на час отставал от графика. Помимо этого, как явствует из официального доклада министерства гражданской авиации, встречный ветер мог быть значительно сильнее, чем предсказывалось. Это безусловно приводило к повышенному расходу топлива.
«На высоте в 700 метров расход был бы значительно выше и очень мало шансов для маневра, – сказал Эрик Ньютон, один из руководителей следственного отдела министерства гражданской авиации, который по просьбе BBC прокомментировал такой сценарий. – В случае экстренной ситуации на борту они могли потерять высоту в считанные секунды и упасть в море».
Во всяком случае, то, что произошло на борту самолета, было неожиданным и скоротечным: у экипажа даже не было времени отправить сигнал бедствия.
Самолет «Авро Тюдор IV» был переоборудован из военно-транспортного, и его в конце концов везде сняли с эксплуатации из-за невысокой надежности. На таких летали только летчики компании BSAA. Гордон Стор был старшим пилотом и руководителем оперативного управления BSAA. В интервью местной газете в ноябре прошлого года он признался, что не верил в надежность двигателей этого самолета.
«Его системы были безнадежны. Вся гидравлика, система кондиционирования и нагнетательные вентиляторы – все было напихано под полом без всякой мысли. Там были установлены жидкотопливные нагреватели, которые в принципе не могли работать», – сказал он.
Второе происшествие
Почти через год после исчезновения «Звездного тигра» в Бермудском треугольнике исчез еще один «Авро Тюдор IV» (под названием «Звездный Ариэль») компании BSAA – между Бермудами и Ямайкой. Ровно через час после взлета с Бермудских островов 17 января 1949 года пилот, как было принято, радировал свое местоположение. Но затем на высоте 6000 метров самолет бесследно исчез. По словам экспертов, здесь не могло обойтись без неожиданной одномоментной катастрофы. И снова – ни обломков, ни тел не найдено.
Перерасход топлива на этой высоте вряд ли мог стать причиной, погода была хорошей, и ошибка пилота была исключена. Но, как считает Дон Макинтош, бывший летчик BSAA, летавший на «Тюдорах», причина могла заключаться в неудачной конструкции самолета. Он подозревает, что виной всему был обогреватель пилотской кабины, расположенный под ее полом.
Тогда системы обогрева были весьма примитивными. «Обогреватель подавал авиационное топливо на разогретую трубу – а она была расположена рядом с трубками гидравлики», – говорит он.
Во время полета нагреватель включался с помощью датчика давления, однако тот был чрезвычайно ненадежен, и техники его часто отключали, а экипаж врубал систему вручную. Датчик не допускал утечки взрывоопасного топлива, но если отопитель включался вручную, там могли скопиться пары, которые, возможно, и привели к взрыву.
Капитан Питер Даффи, который начинал на «Тюдорах», а потом стал командиром экипажа «Конкорда», тоже полагает, что причиной катастрофы могла быть близость отопителя к трубам гидравлики. «Моя теория сводится к тому, что пары гидравлической жидкости попали на горячий нагревательный элемент и вызвали взрыв», – говорит он.
Доклад Ньютона пришел к сходному выводу: «Если возгорание произошло внизу, под полом, пожар мог достичь катастрофических масштабов прежде, чем экипаж стал бы что-то подозревать. Автоматических огнетушителей тогда не было. Там, где стоял отопитель, не было и системы тревоги »
Из официального доклада по результатам расследования явствует, что из-за сбоя со связью поисковики и спасатели были отправлены на место только 7,5 часа спустя. К этому времени все, что оставалось от самолета и от людей на его борту, уже затонуло бы.
В докладе об исчезновении первого самолета, «Звездного тигра», содержалась фраза, которую легко истолковать как намек на некое стороннее вмешательство, что придало катастрофе ореол таинственности. Следователи в докладе упомянули возможность «некоей внешней причины, которая могла оказаться сильнее человека и машины».
Такое замечание, исходящее от британских госслужащих, открыло шлюзы для сторонников теорий заговоров, неразборчивых журналистов и падких на сенсации людей, которые внесли свою лепту в создание тайны Бермудского треугольника.
BBC News
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 09 (803) от 2 марта 2010 года
У тех, кто употребляет тыквенные семечки, снижается риск инфаркта