Мощи святых в курских храмах
Одна из традиций православия – почитание мощей святых. По учению христианской церкви они являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться богом верующим через останки святых. При этом считается, что они творят чудеса не сами собой и не по заслугам усопших. Благодеяния мощи изливают на достойных, истинно верующих.
Исцеляют больных, изгоняют бесов
Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин говорит о святых мучениках: «Они и по смерти действуют, как живые – исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа».
По учению церкви, при отделении частицы от мощей благодать не уменьшается. Частица – такой же сосуд Святого Духа, что и целые мощи. Их разделение изначально было вызвано необходимостью положения в новые храмы для совершения литургии.
Считается, что сверхъестественная благодать избирает орудием своих спасительных действий на верующих не только сами мощи, но и различные одежды, бывшие на них, раки мощей, прах, окружающий раку. Потому даже вещи святых издревле были предметом благоговейного почитания верующих. Во все времена христиане благочестиво сохраняли и почитали любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла, которые также именовали святыми мощами.
Иероним Блаженный писал, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла – в виде костей. Большинство древних святых приняли мученическую смерть, часто состоящую в сожжении или растерзании зверями.
В начале XX века, при подготовке канонизации Серафима Саровского, из останков которого были обретены лишь кости, ряд верующих усомнился в его святости. Церковь начала разъяснительную работу по вопросу нетления мощей. Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) публично объявил, что нетление мощей не входит в число оснований для канонизации святого.
В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» издания 1913 года авторы сочли необходимым первый пункт Деяния о канонизации Серафима Саровского (1903 год) снабдить пространным комментарием, разъясняющим позицию Российской церкви по вопросу о нетленности мощей: «Некоторые утверждают, будто мощи святых всегда и непременно суть совершенно нетленные, то есть совершенно целые, нисколько неразрушенные и неповреждённые тела. Но понимание слова «мощи» непременно в смысле целого тела, а не частей его и преимущественно костей, – неправильно и вводит в разногласие с греческой церковью, так как у греков вовсе не проповедуется учения, что мощи означают целое тело, и мощи наибольшей части святых в Греции и на Востоке (равно как и на Западе) суть кости».
Нетление мощей не является обязательным требованием при канонизации святых и получило значимость в относительно позднюю эпоху, особенно в Русской церкви. Даже при наличии нетленного тела большее внимание при решении вопроса о канонизации придаётся фактам наличия чудотворений по молитвам к подвижнику. При их отсутствии канонизация не совершается.
Формы хранения мощей
Ковчежец – небольшой ящик, куда могут помещаться как частицы мощей одного святого, так и одновременно нескольких. Мощи в ковчежце устанавливают под престолом православного храма, когда его освящает епископ. В ковчежец с мощами могут помещаться и другие реликвии, связанные с жизнью святого (одежда, частицы гроба). Ковчежцы часто выполняются из драгоценных металлов, некоторые из них являются значимыми предметами ювелирного искусства (например, Ковчег Дионисия). Ковчежцы с особо почитаемыми святынями переносятся священнослужителями на голове.
Рака – металлический или деревянный гроб, куда помещают мощи. Когда их открывают для поклонения, они облачаются в одежду согласно статусу святого. Раки могут изготавливаться из драгметаллов, украшаться литьём (резьбой) и драгоценными камнями. Над раками может возводиться сень (балдахин). В день памяти святого мощи в раках могут торжественно выноситься из храма и участвовать в крестном ходе.
«Под спудом» – форма хранения мощей в глухо запечатанных раках, когда они не открываются для поклонения. В древности на мощах «под спудом» строились храмы.
Мощевики могут быть различной формы. К ним относятся энколпионы и наперсные кресты, с вложенными в них частицами мощей. Часто в небольших мощевиках частица мощей помещается в икону святого. При положении частицы мощей в мощевик она заливается воскоматикой, предохраняющей от выпадения или повреждения.
Мощи также помещались в мелкие предметы декоративно-прикладного искусства: у некоторых архиереев в панагию, крест или перстень вложена частица мощей святого.
Куряне могут поклониться мощам Илии Муромца
В каждом православном храме есть мощи святых, которые полагаются под престолом в особом ковчежце (если освящение храма осуществляет епископ) или вкладываются в антиминс (при освящении храма священником). Во многих курских храмах есть также иконы с вмонтированными в них мощевиками.
В Знаменском кафедральном соборе можно поклониться мощам Серафима Саровского и святой блаженной старицы Матроны. Она была причислена к лику святых для местного церковного почитания в Москве и Московской епархии. Ее мощи были перенесены в столичный Покровский монастырь, где в одной из церквей покоятся и сейчас. Блаженная предсказывала, что после ее смерти «через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».
В числе прочих жизненных неурядиц и болезней Матроне молятся об исцелении от алкоголизма, табакокурения, наркомании. К Матроне принято приходить с цветами. После освящения лепесточки можно заваривать в чай, добавлять в еду, носить с собой, прикладывать к больным местам. Частичка мощей старицы есть и в домовом храме в честь святого Иоанна Богослова в скиту Знаменского мужского монастыря Курска в урочище «Знаменская роща». Там же хранятся частицы мощей святого Тихона Задонского, угодника Божия преподобного Илии Муромца, святого благоверного князя Олега Брянского.
Тихон Задонский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1861 году. Его память совершается 26 августа. Особо принято молиться святителю Тихону о врачевании душевных недугов: депрессии, алкоголизма, помешательства, беснования.
Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю – 1 января. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Олег Романович (в крещении Леонтий) – князь Брянский, сын Романа Брянского, внук Михаила Всеволодовича Черниговского. Упоминается в Галицко-Волынской летописи под 1274 годом как участник похода против Литвы. В 1286-м участвовал в неудачном походе отца на Смоленск. Оставил княжение и принял иноческий постриг с именем Василий в Брянском Петропавловском монастыре, уступив престол брату Михаилу. Канонизирован Русской православной церковью как святой благоверный Олег Брянский. 10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя были вновь обретены.
Частички мощей Серафима Саровского есть в нескольких храмах Курска. Помимо Знаменского это Сергиево-Казанский собор, Воскресенско-Ильинский храм, а также храм во имя преподобного Серафима Саровского и святых, в земле Курской просиявших в Железнодорожном округе.
В Сергиево-Казанском соборе можно поклониться иконе Сергия Радонежского с мощами святого. На втором этаже хранится рака с мощами более 40 святых. В их числе равноапостольная Мария Магдалина, апостолы Андрей Первозванный, Матвей, Иаков, брат Господен, пророк Даниил, праведные Лазарь, Анна, Прокопий, великомученица Варвара, преподобный Алексей, человек Божий, благоверные князья Александр Невский, Георгий Владимирский, Владимир Киевский, преподобный Зосима Соловецкий, мученик Иоан Воин.
Мощевик с частицами святых мощей есть также в Воскресенско-Ильинском храме. В храме Великомученика и Целителя Пантелеймона в микрорайоне КЗТЗ (он располагается в здании бывшего детсада) в мощевике, вмонтированном в икону святого, хранится частица мощей Пантелеймона Целителя.
Ирина СМИРНОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 37 (779) от 15 сентября 2009 года
Грибы помогают избавиться от депрессии и лишнего веса, но могут быть смертельно опасны