Курянка дирижирует двумя оркестрами
Скрипачки и виолончелисты порой страдают от ее эмоциональных всплесков. Дирижерская палочка подчас невзначай улетает в народ. Даже невзирая на это, курянка Юлия Жаркова уверяет, что разницы между дирижерами – мужчинами и женщинами – нет. С каждым случается.
Таких, как она, в стране единицы. И пусть дамы стали уверенно овладевать мужскими профессиями, женщины-дирижеры по-прежнему наперечет. Курску в этом смысле повезло: среди маэстро, управляющими оркестрами, есть леди. Сейчас Юлия Жаркова работает с двумя курскими симфоническими оркестрами: при областной филармонии и при музыкальном колледже имени Свиридова. Параллельно ведет хозяйство, воспитывает двоих детей и старается быть образцово-показательной женой.
Махать палочкой – прошлый век
«Юлия Юрьевна, завтра аванс», – робко замечает кто-то из музыкантов на напоминание о завтрашней репетиции. Оживленный после долгой «тренировки» оркестр вдруг замирает – что скажет мэтр, разрешит ли перенести встречу на полчаса. «Пойдете в кассу после репетиции», – безапелляционно заявляет Жаркова, собирая партитуры и укладывая дирижерскую палочку в футляр.
То, что во главе коллектива женщина, на управлении оркестром никак не сказывается, уверена Юлия Юрьевна. По ее мнению, напротив, профессия ее закаляет – стала более твердой, организованной и строгой. Никогда не опаздывает.
Возможно, мужские нотки в ее характере зазвучали уже в раннем детстве. Когда была пятиклассницей, внезапно заявила маме, что поступила в музыкальную школу. Просто так пошла и сдала экзамены. Да еще на какое отделение! Захотела учиться играть на аккордеоне – казалось бы, не девичий инструмент. Мама как-то засомневалась – неужели будет ходить? И после настойчивых уверений Юли о серьезности своего выбора, она все же сдалась.
Когда учеба в музыкальной школе была окончена, никто из родных в твердости характера и закономерности выбора уже не сомневался. Все понимали, музыка – ее призвание. Поэтому при поступлении в музучилище все поддерживали. Но и на этом Юлия Жаркова не остановилась. После получения среднего образования поехала учиться в Саратовскую консерваторию, откуда ей пришлось перевестись в Воронежский институт искусств. Там же окончила аспирантуру по оркестровому дирижированию.
В доме дирижера круглыми сутками вещает канал «Культура». Балет, оперы, симфонии – только от такого звукового фона Юлия Юрьевна не устает. «Попсы» в ее доме не услышать, разве что на Новый год – как и все, смотрит праздничные программы. А еще то и дело репетирует перед зеркалом. Разбирает партитуры, отрабатывает «игру рук», глядя на собственное отражение. Так делает каждый дирижер. Муж в подарок из Германии привез две дирижерские палочки. Одна каждый день в ее сумке путешествует в филармонию и музколледж, вторую Юлия Юрьевна приберегла для «домашней работы».
Впрочем, дирижерская палочка – это уже прошлый век. «Сейчас вижу, что даже выдающиеся дирижеры палочку как инструмент отставили, – поясняет Юлия Юрьевна. – Это дает правой руке дополнительную гибкость, выразительность. Но в некоторых случаях палочка необходима: если произведение быстрого характера, кончик четко отсчитывает пульс композиции».
Мама, жена, дирижер
Пожалуй, одним из своих главных учителей Юлия Юрьевна считает мужа. С Игорем Жарковым познакомилась еще в музучилище – когда она поступила на первый курс, он учился уже на четвертом. Поначалу просто дружили, чувства вспыхнули как-то вдруг. Сейчас он играет под ее управлением в симфоническом оркестре – Игорь Александрович флейтист. Такая служебная иерархия на семье, по уверениям дирижера, никак не сказывается. В конце репетиций муж неизменно спрашивает: «Юль, домой едешь?» А вечером на кухне может указать ей на кое-какие нюансы и недостатки в работе с оркестром.
Домашние уроки Юлия Юрьевна принимает с благодарностью. Это сейчас она набралась опыта, стала на ноги, может в чем-то и поспорить. Но раньше авторитет мужа-музыканта был неоспорим. Он работал в симфонических оркестрах разного уровня, его приглашали играть в оперу, срочную службу проходил в ансамбле песни и пляски Московского военного округа.
Музыкальных инструментов в их доме хватит на маленький оркестр. Естественно, в наличии флейта и аккордеон. В довесок к ним – электрофортепиано и гитара. 16-летняя дочь Жарковых в музыкальной среде, что называется, «переварилась». Свою жизнь с музыкой связывать напрочь отказывается. Хотя и на симфонические концерты ходит с удовольствием, и в классике очень хорошо разбирается. А вот пятилетний сын – надежда родителей. То и дело стучит по клавишам фортепиано, не сопротивляется решению мамы и папы отправить его в «музыкалку».
Симфонический оркестр при филармонии – это более 40 музыкантов. Виолончелисты, контрабасисты, валторнисты, кларнетисты – всех не перечислить... Как справиться с такой ватагой? Юлия Юрьевна считает, что секрет прост. Помогает воспитание – родители учили ее, что в отношениях со всеми людьми нужно проявлять скромность, уважительность и терпение.
Нелли ЕФИМОВА