«Свинья» с дурным характером?
Нужна ли ребенку копилка? Этот вопрос задают себе многие родители. Что принесет такой подарок малышу – вред или пользу? Научит экономии и бережливости или сделает чадо «вымогателем»? Ответы на эти и другие вопросы дает психолог Светлана ЗАБЕГАЙЛОВА.
Отношения малыша с копилкой в некотором смысле полезны и позволяют приобрести определенные навыки обращения с деньгами. У ребенка появляется дополнительный стимул научиться складывать и вычитать, а также трезво соизмерять свои потребности с имеющимися возможностями.
Для многих родителей копилка может стать настоящим помощником: она даст возможность наблюдать за малышом и корректировать его характер. Но каждый ребенок требует к себе индивидуального подхода. Что хорошо для одного, для другого может таить в себе серьезную опасность. Один малыш научится бережливости, а другой станет скрягой. Давайте вместе поразмышляем над этой темой, а для наглядности рассмотрим реальные жизненные ситуации, которые каждый из нас мог наблюдать в семье своих друзей, знакомых и, возможно, даже в собственном доме.
Такие разные запасы
У моей приятельницы дочь-второклассница собирает деньги на подарки маме и папе ко дню рождения. Девочка часто выпрашивает мелочь у родителей. Иногда взрослые просят: «Доченька, дай денег на хлеб, мы тебе вернем». Дочь долго торгуется с родителями, чтобы долг ей вернули с некоторыми процентами. Получается, что девочка ведет бесконечный счет медякам, копит «свои» деньги. Понятно, ведь ребенок старается не для себя, а хочет сделать приятное близким, но ситуация складывается несколько двусмысленная. Стоит ли бороться с такой привычкой или лучше закрыть на нее глаза?
Один папа рассказал мне, как его семилетний Дениска увлекся копилкой: «Даст кто-нибудь из домашних деньги – он опрометью к своей свинье. Кинет монету, встряхивает и слушает, как медяки звякают, будто это музыка. Потом замечать стал: иду с ним по улице, а он ни о чем не спрашивает, только под ноги смотрит. «Что ты, – говорю, – головы не поднимаешь?» – А он отвечает: «Может быть, денежку найду. Я уже два раза находил». Я уже злиться стал, но жена убеждает: «Ничего плохого не происходит, пусть с малолетства учится копейку ценить». А вскоре увидел картину: дверь на кухню была открыта, Денис меня не видел. Взял он со стола кошелек, вынул монету и двинулся свою свинью «кормить». Тут я не выдержал, схватил эту жадную зверюгу – и об пол! Тут и слезы, и крики. Монеты собрали, купили ему в утешение гоночную машинку. И я постановил: чтоб духу этого поросячьего в доме не было!»
Что ж, не исключено, что копилка и постоянное собирание денег «просто так», или «на полезную вещь», или даже на подарки близким могут спровоцировать в ребенке накопительские настроения и даже подтолкнуть его к воровству. И все же не от самой копилки исходит тлетворный дух. Дело ведь не столько в «свинье», сколько в отношениях между членами семьи и в том взгляде на деньги и материальные ценности, который воспитывается в детях. В семьях, где царят бескорыстие и взаимная любовь, и копилка может сослужить добрую службу, там глиняный поросенок не страшный и жадный зверь, а добрый друг.
«Накопленная» любовь
Игорь с первого по третий класс усердно копил деньги. Считалось, что на велосипед. Когда мальчик учился в третьем классе, его мама тяжело заболела и попала в больницу. Весной выписалась, стала выходить на улицу. А под майские праздники Игорь объявил: «Мама, я копилку открыл. Там 2500 рублей. Пожалуйста, купи себе красивое платье. За выздоровление». У женщины в глазах блеснули слезы: ну как тут было не выздороветь, когда рядом растет такой сын! Велосипед Игорю к лету, конечно, купили, хотя он на него совсем не рассчитывал, от самого желанного готов был отказаться, чтобы порадовать и поддержать родного человека.
В самом деле, может ли сравниться ценность презента, сделанного ребенком на собственные сбережения, с тем, который куплен маме на деньги, выданные для этого папой? Если ребенок преподнес вам подарок, пусть даже рублевый, который он купил на сэкономленные деньги, тут, несомненно, есть чем гордиться. Ведь это потребовало от дарителя готовности кое в чем себе отказать. Здесь, кстати, следует отметить, что эта готовность не смогла бы проявиться, не будь у ребенка денег, которыми он волен распорядиться по своему усмотрению.
Воспитание от Хрюши
Не раз приходилось слышать о том, как ребята отдавали семье свои сбережения отнюдь не под проценты. Иногда безвозмездно, иногда взаймы. И здесь кроется важный воспитательный момент. Если родители берут у ребенка взаймы из его сбережений, нужно внимательно отнестись к этому и постараться вернуть малышу долг, а не махнуть на него рукой.
Если ребенок не напоминает о долге, это совсем не значит, что он о нем забыл. Может быть и так, а может, помнит, стесняется спросить, но при этом обижается, досадует, злится. Вряд ли такие чувства укрепят его любовь к родителям и будут способствовать формированию в нем достойных черт характера. К тому же надо иметь в виду, что денежные отношения, возникающие между родителями и детьми, помимо бережливости и щедрости воспитывают в детях другие важные качества – деликатность, обязательность в денежных расчетах, верность данному слову.
Наши собственные деликатность и обязательность по отношению к окружающим уберегут и наших детей от сомнительной рассеянности, находящейся на грани с непорядочностью. Уважая своего ребенка, полагаясь на него и с благодарностью принимая от него помощь, вы даете ребенку урок взаимовыручки, поддержки близкого человека в трудную минуту.
Итак, характер нашего «поросенка» определяет атмосфера в семье. Важна также цель, которую изначально ставит перед собой ваше чадо. Ведь если ее нет, если ребенок не стремится, например, собрать крупную сумму на какую-то вещь, которую он не может дождаться от родителей, а копит деньги ради наличия (и количества) самих денег, это может привести к появлению нездорового азарта и превратиться в пагубную страсть.
Милый поросенок или настоящая свинья?
Думается, принять и признать копилку можно только в том случае, когда она дает ребенку не только и не столько навыки экономии денег, сколько умение их отдавать и тратить на других. Пусть даже эти деньги не результат его собственного труда, но, определенно, следствие его бережливости и терпения.
Да, копилка – это зачастую обоюдоострое средство. И помимо общей семейной атмосферы характер ее влияния определяется индивидуальными наклонностями ребенка. Но если родители замечают, что на малыше копилка сказывается скорее отрицательно, чем положительно, развивает в нем алчность, скаредность или эгоизм, от нее надо отказаться.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 09 (699) от 4 марта 2008 года
"Славянская клиника" в Курске: Мы превратим похудение в праздник!
Творческие конкурсы в честь юбилея ОАО «Курскгаз» продолжаются