Транспортную проблему решит трамвай?
Улицы, забитые стоящим в пробках автотранспортом, отравленный выхлопными газами воздух, обнаглевшие лихачи-водители, с которыми давно не справляется ГИБДД, и замерзающие вечерами на остановках пассажиры... Это не сценарий очередного фильма-катастрофы, а всего лишь курская реальность.
Каждый, кто ежедневно пользуется общественным транспортом, придумывает в меру своей фантазии и воспитанности разные слова «благодарности» чиновникам за неустанную заботу о горожанах. Очередной «пик заботы» пришелся на середину октября, когда с улиц Курска исчезла часть маршруток. Их должны были заменить новые «ПАЗики», которые, к слову, после девяти вечера напрочь исчезают с улиц города. Станет ли это откровением для властей, но автобусы типа «ПАЗ» обычно используют для перевозок в райцентрах, где пассажиропоток невелик. Конечно, можно игнорировать качество, увеличив количество, но стоило ли в таком случае торопиться с ликвидацией части «Газелей».
Где-то между строк упоминались еще автобусы большой вместимости... Но срок их службы невелик и автобус, эксплуатирующийся более 6–7 лет, уже является экологической катастрофой (посмотрите, к примеру, на шлейфы дыма за старыми добрыми «Икарусами»). К тому же самые замечательные автобусы станут в тех же пробках.
Существует ли решение проблемы? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вернуться в XX век, в Европу или США. Именно на 30–70-е годы пришелся пик всеобщей автомобилизации, когда казалось, что машина решит все проблемы городских перевозок, избавив муниципальные власти от такой головной боли, как общественный транспорт. Правда, наводнить, к примеру, Лондон или Нью-Йорк маршрутками типа «Газелей» никому в голову не пришло. Итог автомобилизации оказался «неожиданным»: многочисленные автовладельцы вкупе с частными автобусами погрязли в многокилометровых пробках, а уровень загрязнения атмосферы в городах превысил все ПДК. Усугубляло проблемы еще и то, что большинство городов при проектировании не были рассчитаны на такие транспортные потоки. Знакомо, не правда ли?
Решением проблемы, как это не смешно прозвучит, стал... трамвай. Да, не удивляйтесь! Самый тихоходный и шумный (у нас) транспорт вернулся на улицы, значительно потеснив машины. С конца 80-х годов начался ренессанс трамвая во всем мире. Кроме России. Современный, бесшумный, экологически чистый транспорт по скорости движения и объему пассажироперевозок приближается к метро, а по стоимости строительства – в разы дешевле. И в то время, когда в Курске демонтировали старейшую трамвайную линию на улице Дзержинского (якобы для борьбы с пробками), в Париже вовсю шло строительство трамвайных путей, на их открытии присутствовал президент Франции, что говорит о социальной значимости события (для справки: трамвай в Париже был закрыт в 30-е годы).
Закономерный вопрос: стоит ли наступать на те же грабли, перетасовывая маршрутки с одной улицы на другую, заменяя «Газели» «ПАЗиками»? Не является ли очевидным решением транспортной проблемы возвращение современного трамвая на его прежнее место в городе – улицы Ленина и Дзержинского, с одновременной реализацией давней мечты ГИБДД – организацией одностороннего движения прочего транспорта в центре?
Затратное мероприятие? Безусловно. Но сейчас в направлениях основных пассажиропотоков работают почти одни частные перевозчики. Регулярно же работающий и движущийся по выделенному полотну, независимо от другого транспорта, трамвай был бы более выгоден для города, несмотря на большие капитальные вложения на строительство. К слову, международные банки охотно дают кредиты на достаточно выгодных условиях именно на строительство трамвайных линий. На представлении нового генплана Курска что-то говорилось о намерении продлить линию от автовокзала... в какое-то село. А почему не на Северо-запад, соединив его с КЗТЗ?
Не пришло ли время возрождения трамвая в Курске? Всех, кто готов обсуждать поднятую тему, готов предложить свои варианты решения транспортной проблемы города, приглашаю к диалогу. Пишите: 305047, Курск, до востребования, Максимову А. А., или tmaks2002@mail.ru
Кстати. Правительство Москвы готовится принять программу развития скоростного трамвая, согласно которой, начиная с 2008 года, в течение 15 лет будет построено и реконструировано более 300 километров трамвайных линий. Может, и мэрии Курска стоит об этом задуматься... В будущем году исполняется 110 лет с момента начала трамвайного движения в Курске по Московской и Херсонской улицам (ныне Ленина и Дзержинского).
Андрей МАКСИМОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Александр
20 ноября 2007, 15:21e-mail: atsta@mail.ru, город: КурскОчень своевременная статья, пора возраждать трамвай! Ликвидировать трамвай в Курске- все равно, что оставить Москву без метро, к сожалению Курские власти не понимают, что происходит с трамваем в мире и планомеренно уничтожают его в Курске.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 46 (684) от 13 ноября 2007 года
Губкинский мясокомбинат в Курске: подарок каждому покупателю!