Хмельные напитки русичей
Еще Вещий Олег по возвращении из похода в столицу Византии – Константинополь – в 907 году, кроме золота, тканей и овощей, привез с собой в Киев вина. Тогда древние русичи впервые познакомились с греческими винами. Какими именно – неизвестно.
В конце XV столетия в исторической литературе в России уже упоминаются белое и красное вина. До этого любимым русским питьем был мед. Его делали встарь весьма крепким, до такой степени, что им упивались, как вином. Сегодня секрет его изготовления утерян. Кстати, слово «мед» имеет не славянское происхождение, а греческое. Древнее «meby» означает опьянение. Мед называли божественным питьем.
Жители Скандинавии (варяги) употребляли его вместо вина. Крепость опьянения меда сравнивалась с водкой. Из нашей истории известно, что великая киевская княгиня Ольга, будучи у древлян (945 год) после погибели Игоря, велела жителям Искоростеня приготовить для нее меду, которым она хотела «угостить» их самих.
Меда были: вишневый, смородинный, можжевеловый, оборный, приварный, красный, белый, белый паточный, малиновый, черемховый, старый, вешний, мед с гвоздикой, княжий и боярский.
Для лучшего вкуса и цвета выжимали из зрелых вишен сок и подливали в мед. Нашим крепким медовым напиткам удивлялись иностранцы, так хорошо готовили их русичи. Новгородский архиепископ Феофил при праздничном прощании с царем Иоанном III (1476 год) подарил ему три бочки вина белого, две красного и две меду старого.
В начале XVI века русичи узнали бургундское вино, носившее название «Романеи». Его привезли немецкие купцы. Романеею, по словам историка Карамзина, позже называлась в питейных домах и наливка, настоянная на водке с медом или чернике с клюквой. Канарское вино, или бастр, пили одни богатые. Мальвазию давали понемногу и принимали как лекарство.
Если говорить о водке, то она – произведение Аравии и появилась у нас не ранее конца XIV века. Раймонд Луллий, находясь на острове Майорике, бывшем тогда в руках аравитян, узнал там от одного ученого мужа способ приготовления водки, называемой «жизненною водою», и в 1290 году привез ее в Европу. Тогда весь свет считал водку за воду, полученную из философского камня. Ее предписывали принимать каплями для целебного действия.
Генуэзские купцы, узнав способ приготовления этого напитка от Арнольда де Виллана, выведавшего рецепт от Луллия, продавали его в склянках за большую цену как целительный бальзам. Водку производили посредством выгонки из винных дрожжей, соков сочных плодов, ягод и хлебного зерна. После падения генуэзской торговли в XV столетии изготовление водки перестало быть тайной, но она еще долго продавалась как лекарство. По причине торговли с Генуей вскоре винокурное дело достигло юга России, Таврического полуострова. Но еще с 1398 года генуэзцы поставляли водку в Литву, и оттуда началось знакомство северной Руси с пагубным напитком.
В России ее стали делать из ржи, пшеницы и ячменя, долгое время называя хлебным вином. Оно делилось на три сорта. Обыкновенная водка носила название простого, или доброго, вина, получше – «боярское», самый крепкий сорт величали «двойным вином». Водку настаивали на корице, зверобое, бодяге, амбре. В то же время в погребах Москвы можно было купить заграничные вина: греческое, церковное, мальвазию, бастр, алкан, венгерское белое и красное, французское, ренское и другие.
Царь Иоанн IV построил в Москве для своей опричнины несколько кабаков, которые, впрочем, могли посещать все желающие. Грозный не любил пьянства, поэтому позволял веселиться народу только на Святой неделе, в Рождество и Дмитриевскую субботу. Во всякое другое время кабаки не работали, а попадавшихся пьяных сажали в тюрьму. Однако именно тогда были заложены современные «питейные традиции», сегодня выкашивающие мужское население нашей страны.
Леонид ОВЧИННИКОВ