Буквы, цифры, классы, модели
ВАЗ-2110, ГАЗ-3110, Иж-2116 – вроде бы, привычные сочетания букв и цифр, но почему заводы разные, а цифры похожие? И что за этими цифрами скрывается? Почему УАЗ раньше был «четыреста шестьдесят девятый», а сейчас 3160? Вот в этом и попробуем разобраться, итак, поехали.
Сначала обратимся к истории. Заводов, выпускающих автомобили, было в России не так уж и много, и автомобили назывались в основном по названию предприятия или по фамилии конструктора или предпринимателя. Руссо-Балт, Лесснер, Пузырёв – вот и всё, что удалось вспомнить. Моделей тоже было немного, они могли называться по форме и типу кузова или по порядковому номеру – как понравится. В СССР любили сокращения и аббревиатуры, и появились НАМИ – Научный АвтоМоторный Институт, НАТИ – Научный АвтоТракторный Институт, НАЗ – Нижегородский АвтоЗавод, позже вместе с городом переименованный в честь Горького, Автомобильное Московское Общество АМО, потом ставшее ЗиСом, а потом ЗиЛом.
После войны, когда заводов стало больше, а счёт моделям пошёл на десятки, руководство страны решило как-то упорядочить весь модельный ряд советских автомобилей. Каждому заводу была дана группа цифр, коими и предлагалось нумеровать продукцию. От 0 до 99 получил старейший завод – Горьковский. От 100 до 199 – ЗиЛ. Что стало с цифрами от 200 до 399 неизвестно, а от 400 до 449 получил Московский Завод Малолитражных Автомобилей, ставший впоследствии АвтоЗаводом имени Ленинского Комсомола (АЗЛК). «УАЗики» предлагалось именовать номерами от 450 до 499, Минские грузовики – от 500 до 540, всех же остальных объединили в одну группу – от 960 до 999.
Но и этого оказалось мало. Чтобы полностью прекратить «разброд и шатания», в 1966 году вместе с решением о строительстве ВАЗа приняли отраслевую нормаль ОН 25270-66. Согласно этому документу каждой новой модели присваивалось обозначение из нескольких цифр, первая из которых – класс. Класс легкового авто зависит от рабочего объёма двигателя, грузовика – от полной массы, автобуса – от длины. Вторая цифра – тип машины. Легковая – 1, автобус – 2, бортовой грузовик – 3, фургон – 7. Следующие две цифры – порядковый номер модели, а для номера модификации – пятая цифра.
Поэтому все ВАЗы и КамАЗы, спроектированные после принятия этого судьбоносного документа, с рождения гордо несут четырёх- и пятизначные номера, а вот «Москвичи», «Волги» и УАЗы, а также ЗиЛы и все остальные изменили свою нумерацию. Был «Москвич»-412, после него уже не 413, а 2140 – легковой автомобиль с двигателем рабочим объёмом от 1,2 до 1,8 литра, номер модели – 40.
А вот с иностранными авто не всё так просто. Там каждый завод обозначал модели по своей собственной системе, и чтобы хоть какую-нибудь ясность внести, для «легковушек» придумали классы, но не по объёму, как у нас, а по длине. Классы у них обозначаются в основном латинскими буквами, кроме С класса, который более привычен как Гольф-класс (по названию многолетнего бестселлера – Фольксвагена–Гольфа). Самый маленький – А класс. Машины А класса не превышают 3,6 метра в длину. Далее следует В класс – от 3,6 до 3,9 метра. Гольф-класс – это самые распространённые машины длиной от 3,9 до 4,4 метра. D класс – это уже достаточно большие авто длиной от 4,4 до 4,7 метра. Далее следует Е класс – от 4,7 до 5 метров, и, наконец, F-класс – машины длиннее пяти метров – представительские лимузины.
Теперь о некоторых марках, и начнём со всенародно любимого «Мерседеса». Цифры в его обозначении – это объем двигателя в «кубиках», но без последней цифры, так что «шестисотый» – это «Мерседес» с шестилитровым мотором.
В номерах моделей БМВ первая цифра – это номер серии. Третья – самая маленькая, пятая – чуток поболе, седьмая – самая большая и дорогая. Следующие две цифры – если к ним ещё два нолика приписать, то получается рабочий объем двигателя в «кубиках».
С «Ауди» всё просто – чем выше цифра после буквы А, тем машина больше и круче, а если на ней написано «Quattro» – то она полноприводная.
У всех «Пежо» в номере обязательно ноль в середине – это запатентовано. Чем больше первая цифра – тем больше машина, последняя цифра – номер модели.
Модели Форда носят собственные имена, то же самое и Опель, и Тойота, и Ситроен, да и многие другие.