Шедевры в Курске находят под слоем краски
В хранилище областной картинной галереи имени Дейнеки около восьми тысяч экспонатов. Самые старые датируются шестнадцатым веком. Начинала же работу галерея, имея в запасе лишь двести картин, взятых из художественного отдела краеведческого музея.
Женщину на портрете узнали по цвету глаз
Здание хранилища до революции принадлежало известному в Курске купцу Пузанову. Высокие потолки с сохранившейся лепниной, огромные дверные проемы из резного дерева – все располагает к творчеству. «На самом деле работа у нас достаточно нудная, – рассказывает Михаил Денисов, старший научный сотрудник галереи, художник-реставратор. – Реставрация не предполагает создание чего-то нового, но исследования порой приводят к интересным результатам». Однажды, просветив рентгеном ничем не примечательную копию 19-го века, работники галереи обнаружили под ней работу неизвестного итальянского художника «Лука Питти», датируемую 16-м столетием. Пришлось снять копию с верхнего изображения, а потом освобождать от краски фигуру Луки. Пока этот образец итальянской живописи находится на реставрации. В другом случае портрет императрицы Марии Федоровны обрел своего автора. С помощью ультрафиолета на картине обнаружили подпись: Н. Г. Шильдер (с его картины началась знаменитая Третьяковская галерея).
Кстати, в свете этих лучей можно увидеть, как в процессе написания картины художник менял некоторые детали. По словам работников хранилища, чаще всего переписывали ордена на портретах, – видимо, повышение находило заказчика до того, как полотно было готово. Иногда установить истинную ценность помогает не аппаратура, а знания специалиста. Когда заведующая архивом Третьяковки узнала, что в Курске зарегистрирован «Портрет Олешиной» работы Мокрицкого, она позвонила и спросила: какой цвет глаз на портрете. Оказалось, они карие, тогда как у Олешиной были голубые. Работники галереи начали исследования и обнаружили, что пожилая женщина на картине – не Олешина, а Киряева – знаменитая московская красавица, в молодости блиставшая на балах вместе с женой Пушкина. Предположение подтвердил ультрафиолет: на портрете была найдена затертая подпись и дата.
Военный трофей – Магдалина 16-го века
Бывают слуЧаи, когда картину реставрируют десяток лет, а потом время от времени подправлют снова. А специфика работы некоторых художников вообще не позволяет восстанавливать их полотна. «До сих пор не придумали, как сохранить картины Александра Головина, – говорит Михаил Денисов. – Фанера, на которой он писал, рассыпается от времени. Творения Врубеля с каждым годом становятся темнее. Художник добавлял в краски бронзовые смеси – они делали работы ярче. Со временем бронза окислялась: еще при жизни Врубель перед выставками по ночам подкрашивал картины». Увидеть собственными глазами воздействие времени на работы великого художника не удалось – в курском хранилище есть только его скульптуры. Зато можно лицезреть картины не менее именитых творцов: Репина, Айвазовского, Рокотова. Старший научный сотрудник галереи Надежда Погрецкая показывает огромную книгу, окованную серебром: «Памятники Древнего Рима» Жана Барбо 1761 года выпуска. Листая семикилограммовый фолиант с сантиметровыми буквами, Надежда Михайловна рассказывает: «Лет тридцать назад нам продал ее курянин. Книга очень пострадала от влаги, но краска не испортилась, просто бумага стала неровной».
Интересна история обретения других экспонатов. Еще в советское время в хранилище пришла женщина. Принесла небольшую картину на дубовой дощечке с изображением читающей Магдалины – отец привез с войны как трофей. Судя по одежде на фигуре, специалисты сделали вывод: картина создана в 16-м веке. И не ошиблись. Она оказалась работой итальянского художника, жившего в сороковые годы 16-го века, известного сейчас мастера женских полуфигур (имени история не сохранила), совпали техника исполнения и почерк живописца. Удалось также соединить из двух, казалось бы, картин «Пир Ирода» Франкена. Реставраторы заметили, что распил идет по фигуре слуги, и сложили две части в целое.
Главная проблема, которая сегодня беспокоит «хранителей», – опасное состояние здания. Стены постепенно съедает грибок после неквалифицированного ремонта в семидесятые годы. И может случиться, что образцы мирового искусства в один момент будут погребены под рухнувшими стенами.
Анна НАРЫКОВА