Анатолий Марчевский: «В Курске поклонницы крали афиши с моим портретом». Знаменитый клоун в гостях у «Друг для друга»
В курском цирке до 30 мая идет уникальный спектакль о Великой Отечественной войне «Салют Победы!». Его создатель народный артист РСФСР Анатолий Марчевский побывал в гостях у «Друг для друга», и мы поговорили с «самым красивым клоуном», как когда-то называли артиста, о мечтах, жизни, дружбе с Юрием Никулиным и... о Курске.
Два месяца в шахте
«У вас я бываю примерно раз в 40 лет, – смеется Анатолий Павлович. – Впервые приезжал в ваш город в 1977 году – на цирковой арене работал вместе с великим клоуном Карандашом. Тогда интерес к цирку был сумасшедший, письма от поклонниц приходили мешками. Курск запомнился еще и тем, что именно в вашем городе украли афиши с моим портретом. В те годы полиграфия была страшным дефицитом. Еще и дорого это было – печатали в Финляндии. Помню, выделил директору цирка всего три экземпляра. Он одну афишу наклеил – утром ее нет. Вторую повесил – ночью снова украли. Тогда третью он приклеил на фанеру, прибил к стене цирка – не спасло. Утащили вместе с фанерой! Может, у кого-то из курян эта афиша до сих пор хранится».
– У вас удивительным образом сложилась жизнь: родились в провинциальном городе и добились мировой известности. Как мальчишка из Свердловска тогда Ворошиловградской области стал знаменитым клоуном?
– Даже не знаю, как ответить на этот вопрос... Судьба вела. Я родился в послевоенное время, рос без отца. И в Свердловске в местном клубе был цирковой кружок, куда я и пришел. Мы занимались всеми жанрами: клоунадой, эквилибристикой, акробатикой... А так как я был маленький, щупленький, то меня и подкидывали вверх. Ловили, правда, не всегда (смеется). Так что поступать в цирковое училище мне было довольно легко – многое умел.
– Но почему выбрали цирк?
– Когда мне было 14 лет, пришлось пойти работать в шахту – вагонетки чистить от породы. Мама болела, надо было зарабатывать. Продержался там пару месяцев, а потом два года черной слюной отплевывался, угольная пыль в легких осела. В те годы в шахтах о безо-
пасности особо не думали. Какие средства защиты? О чем вы? Все вокруг в черной пыли, в метре человека не видишь, респираторов нет... До 50 лет мало кто там доживал...
– А в цирковое училище легко поступили?
– А вы как думаете, при конкурсе 150 человек на место? Но в цирковое училище я пришел узнать, что нужно для поступления. Думал в следующем году подать документы. Но получилось так, что сразу остался: педагоги обратили внимание на парня, который многое умел, и оставили. Хотя тогда я понятия не имел, кто такие Станиславский, Немирович-Данченко... А окончил училище с красным дипломом, в котором указана моя профессия: «Клоун-акробат». Попал на курс Юрия Белова, который открыл миру великого Леонида Енгибарова. Когда Енгибаров ушел из цирка на эстраду, то написал мне: «Вперед, «конкурентов» больше нет». За год до этого на выпускном Белов пошутил, сказав Енгибарову: «Смотри, конкурент растет».
– Учиться было интересно?
– Конечно! Помню, на втором курсе поехали мы на гастроли. В бригаду позвали выпускницу музыкального училища Аллу Пугачеву. У нас с ней бы совместный номер: «Орленок». Алла пела: «Орленок, орленок, взлети выше солнца...» А я исполнял пантомиму под эту песню: прыгал, кувыркался, изображая орленка. На этих гастролях Алла познакомилась с моим приятелем и однокурсником Миколасом Орбакасом. А потом я стал свидетелем у них на свадьбе.
«Юрий Никулин сказал: «Мальчик, спасибо, что выручил»
– Когда поступали в училище, у вас уже были цирковые кумиры?
– Я еще тогда написал в анкете, что у меня два любимых клоуна: Никулин и Енгибаров.
– Это же совершенно разные артисты!
– Так в этом и прелесть. С одной стороны, мне нравилась магия Юрия Никулина: вроде ничего особого не делает, пальчик покажет, а зритель лежит от смеха. А выступления Енгибарова такие, что ничего непонятно, но завораживает. Я хотел, как он, владеть многими жанрами, и это у меня получилось: эквилибр, жонглирование, пантомима. А быть похожим на Никулина хотелось, чтобы обладать магическим умением устанавливать контакт со зрителем. Буквально за секунды! В советское время клоунов было, может быть, около 150, а запомнились человек пять. Лучшие. Те, кто создал историю мировой клоунады. Енгибаров – клоун-философ, его темы – любовь, одиночество, добро, зло. Попов в его солнечном парике – такой Иванушка, национальный герой, Никулин – социальный клоун...
– Но и ваш клоун – без больших ботинок и красного носа.
– Да, я решил, что буду парнем в жёлтой маечке и в брюках с бахромой. Такой хиппи... Все мои репризы – оптимистические. Если Енгибарова называли «клоун с осенью в сердце», то про меня писали – «клоун с весной в сердце». Главная идея, которую я хотел донести до зрителя: человек может все, жизнь прекрасна. Как-то на гастролях в Париже у меня спросили: «Почему вы выступаете без грима?» Я ответил: «Мир настолько загримирован, что не вижу смысла гримироваться. Да и скрывать за маской мне нечего».
– Как считаете, в чем феномен Юрия Никулина?
– В его душе. Я могу отнести его к лику святых, это потрясающий человек. Он все делал для цирка, людей: помогал, выбивал, просил... Благодарен судьбе за встречу с ним. А случилось это так: в киевском цирке мы снимали фильм «Клоун». Я играл главную роль, снимался вместе с Натальей Варлей. В это время Юрий Никулин гастролировал в Киеве, билеты на представления с его участием были распроданы за полгода. И тут его приглашают в Москву получать престижную награду. Меня вызывает директор и говорит: «Толя, трэба отработать за Никулина». Я в шоке: только представьте реакцию людей, которые купили билеты в цирк именно на Никулина, а выйдет какой-то Марчевский. Я был в ужасе. Выхожу на манеж, первая реприза, вторая, третья – зрители смотрят на меня как на врага народа. Но во втором отделении публика оттаяла. Меня не хотели отпускать! После возвращения Юрий Никулин сказал: «Мальчик, спасибо, что выручил». Так началась наша дружба. Когда я стал директором цирка в Екатеринбурге, Юрий Владимирович поздравил с назначением: «О, мальчик, теперь нас двое. Всего два клоуна стали директорами: я и ты. И вот что я тебе скажу: лучше клоун-директор, чем директор-клоун». Он специально приезжал в Екатеринбург, в цирке прошел его творческий вечер. Тогда у него вышла книга «Почти серьезно», он выставил рядом с собой внушительную стопку и обратился к зрителям: «Кто расскажет анекдот, окончание которого я не знаю, тот получит книгу с автографом». Так что вы думаете – больше часа люди рассказывали анекдоты, и только пару раз Юрий Владимирович не смог продолжить!
«Все жду, когда накроет «звездная болезнь»
– У вас множество престижных наград. И одна из них – приз Сержа Вебера...
– Это высшая награда ежегодного конкурса среди гастролирующих в Париже цирков. Было это в декабре 1976 года. Я впервые попал в капиталистическую страну, и были опасения, как нас публика встретит. То, над чем у нас смеются, там может оказаться несмешным. Требовалась корректировка репертуара, изменение темпоритма. К тому же выступали во Дворце спорта на 7000 зрителей! У меня важна мимика, а я первого ряда не вижу! Выхожу, первая реприза – молчание. Вторая – тишина. В общем, после первого отделения уходил, как мне казалось, «под стук собственных копыт». Обычно человека, отработавшего номер, поздравляют за кулисами. Ко мне же никто не подходит. Накануне меня предупредили, что в зале будет вся французская пресса и от их рецензий зависит будущее гастролей советского цирка. Ну все, думаю, на этом мои парижские гастроли и закончились. Во втором отделении у меня были трюковые репризы: «Катушки» и «Моноцикл» – мой конек. И тут слышу аплодисменты. Просто гром аплодисментов. Убежал с манежа, а люди аплодируют. Пять раз я выходил к зрителям!
– Так что случилось? Почему первое отделение вы выступали в тишине?
– Импрессарио потом объяснили, что журналисты были в шоке: они ждали привычного Рыжего клоуна, клоуна-дурачка, а появился современный молодой парень с открытым лицом и с репризами, несущими философскую нагрузку. Поэтому они растерялись даже. За два месяца гастролей в Париже вышло больше 100 рецензий под заголовками – «Жерар Филип в манеже», «Наследник Чарли Чаплина!», «Клоун-поэт», «Клоун-бомба»...
– Вы, если не ошибаюсь, еще и обладатель циркового «Оскара»?
– Да, Королевский цирк Бельгии ежегодно вручает «Оскар цирка» по результатам специального прибора – аплодисментометра. На каком номере самые большие аплодисменты – тому и «Оскар». Некоторые артисты специально начинали долго раскланиваться, «выпрашивая» так аплодисменты... А когда объявили, что «Оскар» присуждается советскому клоуну Анатолию Марчевскому, наше руководство удивилось: «А вот тому-то аплодировали дольше...» – «Вы не понимаете, – объясняли бельгийцы, – дело не в длительности, а в силе аплодисментов. На номере с моноциклом Марчевского стрелка аплодисментометра прыгала по высшей шкале».
– Гастроли, мировой успех, престижные награды... Признайтесь, была «звездная болезнь»?
– А я все жду, когда же накроет, – смеется Марчевский. – Коронавирусом переболел, а эта зараза не берет меня. «Звездная болезнь» когда у артиста появляется? Если он боится, что окружающие поймут, что на самом деле он бездарность. А мне бояться нечего, я всю жизнь занимался любимым делом, делал все, чтобы люди улыбались. И престижные награды меркнут по сравнению с отзывами людей, с их эмоциями и впечатлениями от цирковых программ. Когда-то мы делали телепередачу «Все любят цирк». Получали мешки писем! И два послания я помню наизусть. Пенсионерка из Одессы написала: «Дорогой клоун! Я прикована к постели, не могу вставать. Но когда идет «Все любят цирк», встаю и хожу по комнате в течение дня. Потом опять бездвижность. Врачи не могут объяснить этого чуда... Просто чаще показывайте программу с вашим участием». Другое письмо было от студентки МГУ: «Пишу вам, не чтобы попросить автограф. Два года назад случилось большое несчастье – умерла мама. Я осталась одна. Не хотелось ничего – ни учиться, ни общаться с кем-либо. Жить не хотелось. Однажды друзья почти насильно затащили меня в цирк. И я впервые за два года засмеялась. Мне вновь захотелось жить! Спасибо вам за вашу профессию...» Ни подписи, ни обратного адреса... И ты понимаешь значимость цирка, клоунады. Смеющийся человек очищает себя от негатива. Не зря же говорят, что минута смеха продлевает жизнь. А человек приходит в цирк на два часа!
Александра БЕРЕГОВАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 21 (1388) от 25 мая 2021 года
«Тимоня» – это драйв самой высшей пробы. На Коренской ярмарке выступит фолк-группа «Отава Ё»
Главный внештатный уролог Курской области принял участие в заседании профильной комиссии Минздрава
Коллекции курского экомодельера Артура Браже выставляют в московском «Немузее мусора»
Игорь Беляев покинул «Авангард» после домашнего разгрома от «Сокола»
Как курские предприятия внедряют принцип бережливого производства