Триллион долларов в подвале: где хранится самое дорогое сокровище в мире
«Я заглянул в темное хранилище, и то, что я увидел, было похоже на звезды, сверкающие в ночном небе, когда нет Луны. Бриллианты и драгоценные камни блестели, отражая тусклый свет. Большая часть богатства первоначально хранилась в деревянных ящиках, но со временем они раскололись и превратились в пыль. Драгоценные камни и золото лежали в кучах на пыльном полу. Это было изумительно».
Нет, это не цитата из приключенческого романа или фильма об искателях сокровищ, это свидетельство человека, проникшего в святая святых, место, бывшее в забвении более века. В 2011 году в подвалах храма на юге Индии были обнаружены ценности на сумму 20 миллиардов долларов (по самым скромным подсчетам). И это была лишь часть грандиозных богатств, накопленных здесь на протяжении тысячелетий. Дело в том, что еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов. Теперь суды решают, кому принадлежит это несметное богатство.
Княжество, подаренное богу
Индия всегда считалась баснословно богатой страной. Индия – это специи и чай, Индия – это золото и серебро, Индия – это драгоценные камни. Знаменитые индийские алмазы «Кохинур» и «Орлов» стали главными украшениями короны королевы Елизаветы в Британии и императорского скипетра в России. Но куда больше было добыто безымянных камней, не таких больших и известных, но не менее ценных.
Все эти сокровища, а также доходы от торговли природными богатствами страны веками оседали в карманах князей разного пошиба. К моменту получения Индией независимости в 1947 году там существовало несколько сотен так называемых «туземных княжеств», квазинезависимых государств, которыми правили все эти раджи, махараджи, низамы и навабы. Слава о феноменальном богатстве крупнейших из них выходила далеко за пределы Индии или даже метрополии. Среди этих правителей не последнее место занимали махараджи Траванкора. С 1730-х годов представители династии Варма стали единоличными правителями юго-западной оконечности Индии.
Основатель династии Мартханда Варма покорил слабых соседей. После начала единоличного правления совершенные массовые убийства разбудили совесть правителя, и он решил избавиться от накопленных грехов. Самым простым способом стал подарок княжества богу, а конкретнее особо почитаемому на завоеванной территории Падманабхе, одной из многочисленных ипостасей Вишну. Падманабха – «тот, из чьего пупка растет вселенский лотос», первопричина всего сущего, живущая вне времени.
Раскаявшийся Варма отдал ему не только накопленные самостоятельно и награбленные у соседей богатства, но и само княжество Траванкор как таковое.
Да, Индия настолько специфическая страна, что бог может выступать субъектом правоотношений. При этом юридически боги приравнены к несовершеннолетним, а следовательно, им полагается опекун – он же хранитель храма и всех его сокровищ. Именно эту должность и получили раджи Траванкора. Схема очень элегантная. Мартханда Варма как бы подарил княжество и все свои богатства богу, но остался их единоличным распорядителем, получив при этом отпущение грехов. Полная победа.
Шесть хранилищ
Крупнейшим сакральным центром Траванкора считался храм с труднопроизносимым названием Падманабхасвами. Его нынешнее здание построено в XVI веке. Святилище же на этом месте, как уверяют историки, было задолго до этого. В древних тамильских текстах его именовали Золотым храмом, поскольку, по преданию, стены святилища были из чистого золота. Столетиями люди несли туда подношения богу Вишну.
Возвращавшиеся из удачных странствий купцы оставляли в Падманабхасвами щедрые дары. В храм стекались многочисленные пожертвования от местного населения и паломников. Немало сокровищ храму перепало и от самих раджей: по обычаю наследник трона, достигнув совершеннолетия, передавал храму в дар золота столько, сколько весил он сам.
Сокровища храма были в безопасности: хотя каллары охраняли лишь несколько человек с деревянными палками, каждый в Траванкоре знал, что подвалы Падманабхасвами кишмя кишат ядовитыми кобрами, чьи изображения были высечены на дверях в назидание ворам.
К храму и по сей день не зарастает народная тропа. Падманабхасвами принимает миллионы паломников ежегодно, а в дни религиозных фестивалей наблюдаются (по крайней мере, наблюдались в «доковидную» эпоху) людские столпотворения.
В 2007 году все это благолепие накрыла темная туча: один из местных адвокатов подал в суд с требованием провести в храме инвентаризацию и изменить структуру управления комплексом. Он представлял в том числе и профсоюз работников Падманабхасвами, часть которых принялись свидетельствовать, что из храмовой сокровищницы систематически пропадают ценные вещи.
Надо сказать, это было весьма дерзкое заявление. Несмотря на то, что туземные княжества давно ликвидированы, семья уже титулярных махараджей Траванкора по-прежнему живет в своем дворце в Тривандраме и пользуется немалым почетом. Многие даже по-прежнему считают их князьями, уже традиционалистском духе. Мол, мы-то понимаем, что Индия – это республика и у нынешнего штата Керала есть губернатор, но ведь семья Варма – не просто какие-то там наследственные властители, они – наместники бога Падманабхи. Никто ведь не отменял известного факта, что территория вокруг уже триста лет является собственностью того, из чьего пупка растет вселенский лотос. Отношение к семье махараджей примерно такое. И вот в судебную плоскость выносится иск, требующий покуситься на главную местную святыню, да еще и отобрать управление ею у богоизбранных владык.
Дворец махараджей Триванкора
К этому моменту было широко известно о четырех набитых ценными вещами сокровищницах в Падманабхасвами. В подземных хранилищах, получивших позже индексы С и D, находились богослужебные предметы, ежедневно использовавшиеся в храме наверху. Хранилища Е и F содержали артефакты, которые доставали лишь для проведения нескольких ежегодных фестивалей. Но, по мнению, того самого адвоката, существовало еще два подвала, содержимое которых никому не было известно (они получили названия «Хранилище А» и «Хранилище В»).
Тогдашний 90-летний глава династии, очередной махараджа Триванкора в интервью прессе говорил, что это неиспользуемые помещения и вход в них последний раз открывался еще в 1885 году. Позднее старик был вынужден признать, что в подвалах храма Падманабхасвами находятся ценности, которые его семья копила с 800 (восьмисотого) года нашей эры. Оценка доступных четырех хранилищ показала, что стоимость их содержимого составляет как минимум несколько миллиардов долларов. За право доступа в два оставшихся подвала адвокат, профсоюз и их соратники бились долгие четыре года.
Находка века
В 2011 году Верховный суд Индии наконец постановил вскрыть хранилища А и В и провести в них инвентаризацию, для чего была образована соответствующая комиссия. И тогда наши современники впервые увидели комнату, фрагмент из описания которой был приведен в самом начале этого текста.
Полная опись содержимого сокровищницы и его снимки так и не были опубликованы. Доступна лишь общая статистика и фрагментарные сведения, но и они впечатляют. Итак, в хранилище А содержалось 102 тысячи различных объектов: от тысяч античных монет до золотой статуи Вишну высотой в 1,2 метра.
К статуе, усыпанной драгоценными камнями, прилагался золотой же трон. Кроме того, было найдено 1200 золотых цепей (также с драгоценными камнями) весом от 3,5 до 10,5 килограмма, три инкрустированные золотые короны, груда средневековых золотых монет весом в 800 килограммов, мешки с отдельными драгоценными камнями (сапфиры, рубины, алмазы) и ювелирными украшениями.
По самым предварительным оценкам, содержимое лишь хранилища А можно было оценить в 20–22 миллиарда долларов. И речь здесь шла лишь о «ломе» драгметаллов и стоимости камней, без учета художественной и антикварной стоимости изделий, которая с трудом поддается осознанию.
Хранилище В открыть так и не удалось. За двумя дверями шла третья, железная, но ее заклинило. Пока исследовалось первое хранилище и искались специалисты для второго, семья махараджей Триванкора сумела добиться судебного запрета на продолжение инвентаризации.
Тайные комнаты
Тяжбы продолжали тянуться годами без особого результата. Многие индийские активисты призывали конфисковать сокровища в пользу общества и истратить их на улучшение жизни граждан штата Керала. Еще больше людей, наоборот, яростно защищали неприкосновенность храмовых подвалов, ссылаясь на опасность прогневать богов. В 2016 году под храмом обнаружили еще два хранилища (получили индексы G и Н), о существовании которых, не говоря уже об их содержимом, ранее ничего не было известно.
Некоторые специалисты считают, что в общей сложности стоимость ценностей, находящихся под Падманабхасвами, учитывая их возраст и художественное значение, может приблизиться к триллиону долларов. Это все копилось не просто веками, а тысячелетиями. Это беспрецедентный по своему масштабу клад, который, к чести махарадж и управляющих храмом брахманов, избежал массового расхищения даже в самые тяжелые для Индии времена.
Летом 2020 года Верховный суд Индии пока поставил точку в этой истории. Он постановил, что управление храмом останется у семьи махараджей Триванкора как опекунов бога Падманабхи. Однако они согласилась создать комитет по управлению храмовым комплексом (из пяти человек), куда, кроме действующего главы династии, должны были войти главный брахман храма, местный судья и представители министерства культуры и правительства штата. Инвентаризации подлежала лишь храмовая собственность, приобретенная за последние 25 лет. Остальные ценности махараджи обязались оберегать как и раньше. Ну а вскрывать или не вскрывать оставшиеся хранилища, будет решать храмовый комитет.
Возможно, в будущем в этой истории появится новая глава, и весь мир изумленными глазами наконец увидит непревзойденные сокровища Триванкора во всем их богатстве. Но пока украшенные кобрами врата храмовых подвалов с их тысячелетней давности содержимым так и остаются запертыми.
realt.onliner.by, lenta.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 20 (1387) от 18 мая 2021 года
Главный внештатный уролог Курской области принял участие в международной конференции в Новосибирске
Книги по 2 миллиона и чашка за 80 тысяч: что куряне продают в интернете