В Курске на улице Ленина могут появиться площадь созерцания и велодорожки
В Курске проходит открытый архитектурный конкурс на разработку концепции внешнего облика улицы Ленина. Первый этап уже прошел. До 9 марта будет идти общественное обсуждение оставшихся проектов – всего их три. В зависимости от того, кто победит, центр города может измениться, получив скверы, зоны отдыха, велодорожки, «умные» остановки и даже барную стойку с теннисным столом.
В администрации Курска рассказали, что конкурсанты представили проекты, предусматривающие оформление всей улицы Ленина. Это и организация существующих и возможных общественных пространств, ландшафтно-декоративное обустройство, освещение, размещение городской мебели, малых архитектурных форм. Всего было подано 3 заявки. Общественное обсуждение и голосование будет проходить до 9 марта в группе комитета архитектуры и градостроительства Курска в сети «ВКонтакте». Выбор площадки для обсуждения более чем странный: на эту группу подписано всего 164 человека.
Так что же предлагают участники открытого конкурса на разработку концепции улицы Ленина?
Велополоса, скверы, остановки с Wi-Fi
Разработчики проекта под номером 20208 основной целью благоустройства улицы видят «организацию доступного и привлекательного для разных возрастов и интересов пространства, пользоваться которыми можно в дневное и вечернее время, в будни, выходные и праздники, зимой и летом».
Набор, в принципе, стандартный: зоны спорта, игр, отдыха. «Пешеходная артерия постепенно связывает различные тематические площадки: сквер с фонтаном у Дома книги, сквер Искусств, сквер Здоровья с уличными тренажерами, Зеленый сквер перед гостиницей, городскую детскую игровую площадку и другие», – сказано в пояснительной записке. Есть в проекте и отдельная, исключительно спортивная площадка с установкой для скалолазания и оборудованием для воркаута.
Детские зоны по задумке архитекторов расположены в солнечной зоне и насыщены различными игровыми элементами: батутами, горками и песочницами (странное решение – детская площадка рядом с автомобильной дорогой, – ред.). Рядом должны быть установлены скамейки с навесами для родителей.
Также предусмотрены на улице Ленина места для встреч и общения, столы для настольных игр. Причем, по мнению авторов проекта, зоны тихого отдыха должны быть отдалены от шумной детской площадки и огорожены высокими деревьями.
Часть дороги предлагается отдать под велодорожку. Она может появиться на нечетной стороне улицы Ленина. 3,5 метра хотят отвести для движения общественного транспорта. «Ширина существующих автомобильных полос уменьшается до 3 метров, что психологически заставляет автомобилистов снизить скорость и увеличить контроль над дорогой с ограничением скорости 60 км/ч», – читаем в пояснении. В связи с этим вопрос: как быть с автомобильными пробками? Но если посмотреть на схему профиля улицы Ленина, то вопросов становится еще больше: на ней две велодорожки (одна крадет часть тротуара по четной стороне), две «выделенки» под общественный транспорт и три полосы для машин.
Обратили внимание на предложенные остановочные павильоны на приподнятой платформе. «Это нужно для более удобной посадки в общественный транспорт», – уверены авторы. Также предлагается оснастить их интерактивной схемой движения транспорта, портативной зарядкой, Wi-Fi, велопарковкой и даже урной с раздельным сбором мусора.
Освещение улицы также ждет преобразование. Фонари высотой от 3,5 до 6 метров предлагается разместить вдоль основных пешеходных маршрутов и по периметру функциональных площадок. «Важно отметить, что проект предусматривает реконструкцию существующих исторических опор освещения, расположенных вдоль проезжей части улицы Ленина, – сказано в пояснении. – А именно: приведение их в строго вертикальное положение, замена недостающих деталей, покраска, замена ламп на светодиодные. Во избежание образования визуального шума в виде сети проводов организация подключения опор освещения и фонарей к электричеству предусматривается исключительно подземным способом».
Зелень, тень и психология
Авторы проекта под номером 20209 сосредоточились на озеленении и освещении улицы Ленина. «Архитектурная концепция представлена в минималистичном стиле, – сказано в их пояснительной записке. – Такой подход вписывается в общую городскую среду, учитывая историческую застройку территории. Идея концепции заключается не только в создании комфортного визуального пространства, но и в том, чтобы люди чувствовали себя уютно, даже находясь на скамьях. Для этого деревья рассажены таким образом, чтобы тень падала на сидящего человека, тем самым закрывая его от солнечных лучей. Сами скамьи сделаны из бетона».
Предлагают установить качели из металлоконструкций, так как «многие горожане любят весело проводить на них время». Клумбы предлагают сделать круглыми не только потому, что это красиво и аккуратно. Есть еще ряд объяснений от авторов проекта. Они сообщают, что изначально круг – древнейший символ, связанный с солярными и астральными знаками, изображениями Вселенной, Солнца и Луны. Это символ мировой гармонии, бесконечности и совершенства... А еще «эта фигура в психологии означает контактность, доброжелательность и спокойствие». На наш взгляд, немного странное объяснение.
Не обошлось и без велодорожки красного цвета, под которую отведут часть тротуара вдоль всей улицы. Спорным выглядит предложение сделать пешеходные переходы приподнятыми над уровнем проезжей части. Авторы проекты говорят, что так пешеходы не будут ходить по проезжей части, а автомобили будут заранее притормаживать перед въездом на «пандус». «Такие переходы решают еще одну проблему: лужи, которые скапливаются во время дождя или таяния снега, – считают разработчики концепции. – Благодаря приподнятым пешеходным переходам горожане свободно смогут проходить дорогу и им не придется обходить лужи». Однако, что делать с образовавшимися «озерами» (все знают, в каком состоянии ливневая канализация в городе, – ред.), авторы проекта не сообщают.
Барная стойка и курский орнамент
Авторы третьего проекта под номером 20210 к делу подошли с завидной щепетильностью. Они не только описали, что хотят видеть на улице Ленина, но и подсчитали, сколько плитки, асфальта, скамеек разных типов, урн, велопарковок, качелей и фонарей понадобится. В списке еще значатся зарядные станции, одна барная стойка с барными скамьями (!), сухие фонтаны, теннисный стол, камеры видеонаблюдения...
Что касается непосредственно оформления улицы Ленина, то на ней предлагают разместить несколько скверов: Тихого отдыха, Молодежный, Развивающий, Патриотический, Пикниковый... Есть даже Площадь созерцания.
«Городская терраса – это смысловое наполнение для всей улицы, которое описывает новые ценности, – объясняют свою идею авторы. – Терраса – защитный буфер, который отделяет жилые комнаты от шумной дороги. На террасе приятно задержаться и общаться с друзьями, наблюдать за городским пейзажем, пить кофе, наслаждаться погодой, читать книгу или рассматривать здания и людей. Основная функция транзита улицы меняется на остановки и паузы».
Из интересного, на наш взгляд, использование курского орнамента в основе схем мощения улицы. Орнаментом можно выделять зоны с историческим контекстом, видовые точки на памятники архитектуры. Также разработчики этой концепции предлагают не только сохранить все существующее озеленение, но и усилить его новыми посадками круглогодичных растений. «Они станут усиленным зеленым буфером между променадной частью и проезжей дорогой», – поясняют они свое решение.
Что говорят куряне в соцсетях
• 3 полосы для машины – это слишком. Можно пустить трамвай, и машин станет меньше.
• Мне интересно, откуда (географически) пишут люди, которые ратуют за велосипедные дорожки и трамвай вместо машин? Пять месяцев в году средняя температура отрицательная... Сижу у окна, хоть бы один велосипедист проехал...
• Как вариант: закрыть центр города для легкового транспорта, пустить через центр больше троллейбусов и трамваев, сделать нормальные безопасные велодорожки. Какую красоту ни придумай в центре, все портят машины и страшные «ПАЗики».
• Вместо бескрайних асфальтно-плиточных пространств нужно делать зеленые лужайки! С автополивом, альпийская горка, ручеек....
• Зачем сакура посреди плитки? Постоянно будет сыпаться – мусор. Если бы они стояли на газоне – ОК. Много ступенек и бордюров там, где можно без них обойтись.
• Правильный вариант благоустройства центра города – сделать улицу Ленина (от Красной площади до Мирной) свободной от частного транспорта, оставить только полосу маршрутных ТС. Остальное пространство выделить под создание пешеходной зоны с инсталляциями, зелеными вазонами и малыми архитектурными формами. Если этого не предпринять, то любое голосование за любой проект – что мертвому припарки.
С проектами знакомилась Марина ВЕБЕР