Дёжкин, Людвиковский, Антимонов, Столяров, Волков Известный эксперт о киногениях из Курска
5 февраля в областной научной библиотеке имени Н. Н. Асеева прошла презентация книги «Борис Дёжкин. Страницы биографии» об известном мультипликаторе, «русском Диснее», родившемся в Курске. На нее из Москвы приехали вдова мастера анимации Ольга Гайдук, кинорежиссер Светлана Солнечная, снимающая о нем документальный фильм, и известный киновед, шеф-редактор студии «Союзмультфильм» Сергей Капков. С Сергеем Владимировичем мы поговорили о феномене курской земли, рождающей гениев, его работе с коллегой Антоном Долиным, отказе от участия в передаче о Михаиле Пуговкине и невольном обвинении в шизофрении всенародно любимого Шурика – Александра Демьяненко.
– Вы – составитель более 200 биографий, автор 11 книг о советских актерах, в прошлом – ведущий радиостанции «Эхо Москвы», множества публикаций в изданиях «Вечерняя Москва», «Газета», «ТВ-парк». Кроме того, вы создали сайт «Аниматор.ру», национальную анимационную премию «Икар», входите в жюри разных кинофестивалей... Почему редко видим вас на центральном ТВ в качестве эксперта?
– Я почти 20 лет работал на телевидении параллельно с анимацией: начинал ночным редактором на «киселевском» НТВ, прошел все ступени карьерной лестницы. Последние 8 лет был шеф-редактором программы «Утро России» на канале «Россия». Так что телевидением «объелся». А то, что происходит с современными ток-шоу, у меня не вызывает восторга. Стало модно снимать программы про ушедших киноидолов, переворачивая их биографии. Раньше я чаще давал комментарии, но, посмотрев один проект, ужаснулся его посылом и стал делать это крайне избирательно. Как-то рассказал на камеру, что актер Александр Демьяненко был человеком стеснительным и необщительным. А в итоге программа оказалась подчинена идее, что артист страдал шизофренией. И поскольку выступавших в нем было много, получилось, будто мы все дуем в одну дуду. На днях звонили, просили участвовать в ток-шоу, посвященном проблемам с военными наградами Михаила Пуговкина. Я объяснил, что понятия не имею, в чем суть, и услышал в ответ: «У нас один человек будет яро заявлять что-то про народного артиста, а вы – вставать и кричать: «Неправда! Я знаю весь жизненный путь Пуговкина, он этого не делал!» К сожалению, много несведущих людей готовы приходить на ТВ и орать на любую тему Год назад звонит администратор одной передачи: «У меня тут три фамилии: Крылатов, Бромберг, Капков. Кто-то из них, кто снял фильм «Крылатые качели», умер». Пришлось объяснять: это песня на музыку композитора Крылатова, звучавшая в фильме Бромберга «Приключения Электроника», а Капков – это я, и, если ответил на звонок, значит, пока жив.
– Но у Антона Долина и Ивана Урганта получилось сделать качественную рубрику о кино на «Первом канале»
– Да, очень уважаю обоих, Ивана пока только заочно, лично не знакомы. А с Антоном поддерживаем связь. Он приглашал меня в свои радиопередачи, когда вел рубрику на «Маяке», выделил целый разворот художникам «Союзмультфильма» в «Газете», где в начале 2000-х работал редактором отдела культуры. Было интересно оформлено, на 1-й полосе красочный анонс, а на последней – яркие цитаты из моих интервью. Даже сами журналисты признавались, что собирают эти выпуски Как режиссер концертов Государственного симфонического оркестра кинематографии я дважды приглашал Долина вести мероприятия, посвященные голливудской музыке, и наслаждался его мастерством. Он один из немногих пишет сам тексты и выступает блестяще!
– Расскажите, как становятся кинокритиками?
– Это очень серьезная профессия. Такие специалисты раскладывают фильмы на составляющие, рассказывают режиссерам, куда им двигаться в будущем, а зрителям – как правильно смотреть кино. Я себя к ним не отношу. Поскольку у меня много разных социальных ролей, мне нравится, как меня представляет директор суздальского фестиваля анимации Александр Герасимов – «деятель». Мечтал поступить во ВГИК на режиссерский факультет, но сразу после школы туда не принимали. Мне посоветовали набраться жизненного опыта и поучиться где-то еще. Поступил в химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева, там была развита самодеятельность, а команда КВН удерживала лидирующие позиции... Получал образование так, как меня бабушка учила ходить к стоматологу – «зажмурившись», это был необходимый этап, который надо было «перетерпеть». С 3-го курса даже преподавал химию в своей школе, а научные разработки в сфере тугоплавких материалов, которые я помогал вести дипломному руководителю, теперь используют на заводе в Дании. Диплом защитил на «отлично» и химию забыл на следующий же день. В вузе работал в студенческой газете «Менделеевец», появилось множество моих публикаций об актерах кино в центральной прессе. Пришел на радио «Эхо Москвы», предложил вести передачу об артистах в мультипликации, чего до меня никто не делал. Идея руководству понравилась. Так впервые в 23 года я переступил порог студии «Союзмультфильм». Туда меня привела Мария Сергеевна Виноградова, озвучившая Ежика в тумане, Незнайку и Дядю Федора. Во ВГИК так и не поступил... Но круг замкнулся: спустя годы я стал председателем экзаменационной комиссии ВГИКа на выпуске режиссеров-мультипликаторов...
– У вас есть любимый мультфильм?
– С огромной радостью в детстве смотрел все мультфильмы, но, наверное, самым большим потрясением стал советский «Винни Пух». Смешной даже тогда, когда герои находятся в абсолютной статике – вспомните, как после полета с дерева Винни, весь в иголках, неподвижно сидит в кустах. Эта пауза задумана режиссером Фёдором Хитруком, чтобы зрители прохохотались. А сова стала персонажем, заставившим меня задуматься: а кто же озвучивает наших любимых мультгероев. Помните ее гениальное: «Безвоздмездно, то есть даром!» Эта вершина актерского мастерства достигнута Зинаидой Нарышкиной, с которой я познакомился много лет спустя. Не анализировал, но, наверное, именно благодаря этому мультику совы стали моими любимыми птицами. Собираю статуэтки, игрушки и рисунки с их изображением. Скоро совы вытеснят меня из моей квартиры.
– Вы с упоением рассказываете об актерах с курскими корнями, среди которых герой фильма «Волга-Волга» и артист, с которого скульптор Вера Мухина (чья юность, кстати, тоже прошла в Курске) создала образ рабочего в монументе, ставшем символом киностудии «Мосфильм»
– Очень люблю актеров старой школы, и те уроженцы курского края, о которых я знаю, восхищают не только талантом, но и благородством, интеллигентностью. Например, Сергея Антимонова, исполнившего роли ведущего представлений в фильме «Цирк» 1936 года и дворника Охапкина, сподручного главной героини Любови Орловой в фильме «Волга-Волга» 1938 года, можно назвать первым российским стендапером. Он выступал в этом жанре еще до революции 1917-го. Став одним из первых учеников Станиславского во МХАТе, увлекся сатирой, работал ведущим артистом и драматургом в театре пародии «Кривое зеркало» (это название позже заимствовал Евгений Петросян). Я нашел старые пьесы Антимонова – на публике он от своего лица, а не за маской придуманного персонажа, как было принято позже в советской эстраде, высмеивал бытовые проблемы. Его шоу пользовалось популярностью. Затем больше работал как классический театральный актер и был замечен знаменитым режиссером Григорием Александровым. Другой уроженец Курска, советский композитор и дирижер Вадим Людвиковский, в годы запрета джаза стал первым записывать на радио легкую инструментальную музыку. Например, сделал очень забавную аранжировку в свинговом стиле песенки Крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже». В таком же жанре прославился французский оркестр Поля Мориа, диски которого в СССР были нарасхват, а вот свой коллектив у нас почему-то не замечали Людвиковский записывал музыку для очень популярной в то время передачи «Кабачок «13 стульев», работал над музыкой к фильмам «Джентльмены удачи», «Кавказская пленница». В 1973-м его оркестр разогнали, Вадим Николаевич был уволен, больше о нем ничего не было слышно. В 1995 году композитора нашли замерзшим на московской улице, по его завещанию тело кремировали, так что нет даже могилы, куда можно прийти на поклон. Курск стал единственным таким местом – в прошлом году у филармонии установлен бюст Людвиковского. Это большое достижение! Исполнителя роли старика Хоттабыча Николая Волкова, родившегося в Курской губернии в 1902 году, я не застал, в журналистику пришел уже после того, как он умер. Но это был бы один из первых людей, к которому я бы побежал на интервью. Он часто играл иностранцев, даже восточного мудреца Гусейна Гуслию, но породу не обманешь, при взгляде на него становилось ясно: русский аристократ. Как и Рина Зеленая, он окружал себя людьми из мира науки, любил высокоинтеллектуальное общение. К сожалению, под конец жизни, когда терял память, подвергался издевательствам со стороны коллег на съемочных площадках, о чем поведал его сын Леониду Филатову в передаче «Чтобы помнили». Еще один легендарный актер – воспитанник курского детдома Сергей Столяров, сыгравший былинных героев: Руслана в фильме «Руслан и Людмила», Ивана в «Василисе Прекрасной», Алёшу Поповича в «Илье Муромце» и Садко в одноименной сказке. Финал фильма «Цирк» – в белой водолазке, белокурый, с белоснежной улыбкой Столяров стал воплощением идеального советского гражданина. Вот почему именно его образ скульптор Вера Мухина взяла за основу в своем легендарном монументе «Рабочий и колхозница». С этой эмблемы «Мосфильма» начинается множество отечественных картин. А актер тоже умер в забвении. Его, открыто изобличающего бездарность, отлучили от киноиндустрии. Упомянутые мной куряне страдали из-за врожденной интеллигентности и закончили свою жизнь крайне трагично.
– Ваша статья «Несчастный клоун с внутренним плачем» 2004 года была у самых истоков «курской Дёжкинианы». Началось прославление имени великого мультипликатора Бориса Дёжкина на его родной земле. Вы приезжали в Курск на установку его бюста в 2018-м, выступили соавтором книги «Борис Дёжкин. Страницы биографии». Как оцениваете это издание?
– Для меня выход книги – настоящее счастье, как любое событие, воскрешающее память о наших мультипликаторах – будь то документальный фильм, передача, журнал или статья, ведь об этих людях почти ничего неизвестно. Чтобы восстановить биографию того или иного мультипликатора, мне приходилось не только наводить справки у родственников, коллег, а иногда и в милиции, часами искать и очищать заброшенные могильные плиты на кладбищах, чтобы хотя бы разобрать даты... А это же целое издание о нашем новаторе Дёжкине, который родился в Курске в 1914 году. В начале отечественная мультипликация была иной – плоской, бумажной, марионеточной: персонажи и декорации составлялись в технике «перекладка» из фигур, вырезанных из бумаги, и других плоских материалов. Более того, анимация не была адресована детям. Сюжетных сказочных историй почти не было, а мультфильмы в основном носили характер политических агиток. Они учили, как оплачивать коммунальные услуги, были призваны формировать определенное мировоззрение. Например, один из них назывался «Как Авдотья стала грамотной», другой повествовал о революции на Марсе А Дёжкин одним из первых освоил профессию аниматора, которую на Западе ввёл Уолт Дисней, став в ней лучшим. Вскоре он достиг больших высот и в режиссуре. Его имя почитают все поколения российских аниматоров, так что в Москве книга о Дёжкине, без сомнения, станет бестселлером.
Оксана САНИЦКАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 06 (1321) от 11 февраля 2020 года
«Принять участие в акции «Турецкие каникулы» заставил брат!» –