«Рядовые истории»: курянка снимала фильм в Освенциме
«Почему я снимаю фильмы о Великой Отечественной войне? Иногда приходится слышать от своих же страшные вещи: мол, победи Германия – жили бы лучше. А в агрессивно настроенных к нам странах Европы подменяют факты и понятия, ставя знак равенства между СССР и нацистским рейхом, считая действия Красной Армии захватническими. Пока живы ветераны, мы должны записать их воспоминания. Нашему поколению приходится вести свою войну – за правду. И со своими тоже». Эти слова принадлежат специальному корреспонденту ГТРК «Курск», режиссеру Светлане Герасимовой. В авторских фильмах она выступает и оператором. Ее новый проект, серия киноальманахов «Рядовые истории» – это сборники новелл-рассказов курских фронтовиков.
Первый был посвящен 75-летию Курской битвы, только вышедший второй – освобождению Европы от фашистов, третий, в честь юбилея Победы, запланирован на 2020 год. Фильмы включены в региональную программу празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. 28 ноября киноальманах по распоряжению обладминистрации курский киновидеофонд передал для показа в муниципальную киносеть и СМИ. Мы пообщались со Светланой Герасимовой.
– Почему обратились к непростой теме?
– Именно потому, что она непростая. На уроках истории теме Великой Отечественной отводится лишь 5 часов в 10-м классе. То есть ребята, ушедшие после 9-го класса в училища, войну вообще «не проходили». Понимаете, во-о-обще! А в Интернете, где «живут» подростки, о Великой Отечественной войне и, в частности, об освобождении европейских стран, говорят разное.
И если тему войны из федеральной образовательной программы «ушли», не надо думать, что история непочитания героев – чужая и европейская. Всего пару-тройку лет осталось дождаться фальсификаторам истории – ветераны уйдут, и можно делать с памятью о Великой Отечественной все что угодно. Киноальманах «Рядовые истории» – в помощь учителям, которые задаются вопросом, как рассказать об обороне Москвы, блокадном Ленинграде, Сталинградской и Курской битвах, освобождении Европы за 5 уроков?! И, если честно, ощущаю себя, как на фронте. В борьбе за самоидентификацию нашего народа. Ведь кто-то говорит: лучше бы немцы нас захватили, хорошо бы сейчас жили... Но Гитлер не собирался оставлять независимые славянские государства, фашизм сжирал все на пути, в глазах нацистов мы были «неполноценными народами», в нас нуждались только в качестве бесплатной рабской силы. Точка.
– С чего начали работу?
– С покупки камеры и штатива! И первых 20 часов интервью, записанных после работы, в свободное время, с фронтовиком-артиллеристом, писателем Петром Алексеевичем Михиным. Два года назад с командой единомышленников из Курска и Волгограда сделали о нем 44-минутный фильм. Премьера состоялась в Курске, а потом 9 Мая – в Музее Победы в Москве. В 2018-м представила первый киноальманах «Рядовые истории», посвященный сражениям на Курской дуге. Ведь до сих пор в сознании массового зрителя Курская битва «равно» Прохоровка. В федеральных новостях на Прохоровке идут виртуальные бои с участием немецких самоходок «Фердинанд», которых там не было. Зато не упоминают 12 июля о начале контрнаступления на Северном фасе Огненной дуги, о первой, тяжелейшей неделе оборонительных боев под Понырями и Ольховаткой, предопределившей ход Курской битвы. Здесь даже цифры красноречивы: на Северном фасе врагу удалось продвинуться на 12 км, на Южном – на 35 Я официально зарегистрировала региональную военно-историческую общественную организацию «Рядовые истории». Мы занимаемся устной историей, есть такое направление в исторической науке. В форме интервью записываем воспоминания ветеранов, сохраняем военное наследие Курской области. Стараемся познакомить и подружить родственников солдат, погибших на Курской дуге. Они приезжают из разных городов и даже стран, потом помогают и другим найти могилы своих. Вот такой удивительный круг. Ну и, конечно, стараемся снимать честное кино. Год назад я подошла к руководству ГТРК «Курск»: «Меня все больше «затягивает» устная история, отпустите!» Мне пошли навстречу, отпустили на полставки, за что я безгранично благодарна директору Михаилу Лукашу.
– Расскажите подробнее о первом киноальманахе, посвященном Курской битве?
– Это фильм о мужестве и терпении, несколько историй, рассказанных ветеранами, мирными жителями, свидетелями гитлеровской оккупации, музейщиками, поисковиками. От новеллы к новелле развивается мысль о том, что в горниле Огненной дуги – неслучайно ее зовут Огненной, да? – закалился наш национальный характер. Да, пришлось, как «челноку», поездить в электричках с камерой, объективами, штативом Интервью долгие, длятся по нескольку часов. Но надо успеть до ухода ветеранов, понимаете? Я очень люблю это поколение, у них – другой экзистенциальный опыт, люди находились на грани жизни и смерти не минуту, не час, не день – долгие 4 года. «Подпитываюсь» от них, фронтовики знают цену жизни. А мирные жители, выдюжившие все это? Баба Нина из села Первомайского Поныровского района рассказывала, что в их огороде стояли три «Катюши», немцы начали бить «в обратную» – не стало ни бабушкиного дома, ни теткиного Старик из Понырей вспоминал, как после боев вернулись в поселок, дом весь изрешечен снарядами и пулями. Мама стала затыкать дыры соломой, и получился дом-ежик. В селе Игишево под Понырями до сих пор немым свидетелем битвы стоит церквушка. Знаменский православный приход отапливается печкой, местные жители принесли вышитые розами и петухами рушники под иконы, а у входа ждут очереди солдаты. Поисковики привозят в храм останки, складывают в мешки. Они стоят, подписанные, до часа погребения. Вот бы в этот храм-памятник кто-то деньги вложил! А Ольховатка Второе направление главного удара немцев на Северном фасе. Сейчас деревня вымирает, работать уезжают в Москву. На подъезде – красивые плакаты, посвященные Курской битве, въезжаешь в деревню, и от доблести ни следа. Руководитель центра «Поиск» Игорь Цуканов часто говорит: нам надо развивать туристический кластер на Северном фасе. Звучит официозно, но очень здраво Впервые отмечая 9 Мая в Понырях, познакомилась с жителем Курска – у Александра бабушки и дедушка были свидетелями боев на Северном фасе. С тех пор регулярно получаю фото из Понырей, березки дрожат на фоне заката – бывая там, он фотографирует и присылает. Простые вещи, но очень теплые, такое общение тоже дает силы.
– Нет в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой А в вашей семье?
– Не один, а целых шесть! Родной прадед и пятеро двоюродных дедов. Путь Красной Армии – путь моей семьи. Родные кости лежат от Вязьмы до границы Польши и Германии. Благодаря одному из дедов – Владимиру Легостаеву – стали возможны съемки за границей в известном всему миру концлагере Освенциме. Он воевал с 1939 года, еще с Советско-финской, был сапером, профессионалом. Погиб за несколько месяцев до Победы, в феврале 45-го, в Силезии, большая ее часть потом отошла Польше. Представляете? Почти шесть лет войны, а тут – небольшой передых, часть – на переформировании, наверняка думал: «Еще немного, еще чуть-чуть » Ехали с водителем на полуторке, их заметил вражеский истребитель. Дед выпрыгнул, чтобы скрыться в кустах, а немец стал гонять его, как зайца. Владимир получил ранение, умер в госпитале 23 февраля. Шофер выжил и рассказал потом это его сестре, моей бабушке Городок и братская могила, где похоронен дед в 80 километрах от Освенцима. Я стала думать, как туда попасть. Узнала, что образовательный центр при Освенциме дважды в год устраивает образовательные программы для россиян. Специалисты воронежского Центра устной истории помогли договориться с администрацией польского музея о съемках. Незабываемая поездка Со спецдопуском я могла беспрепятственно работать на территории всего концлагеря. А поездку на могилу деда организовал замдиректора музея Анджей Кацожик – его рассказ также вошел во второй киноальманах «Рядовые истории». Из Курска везла могильную плиту, специально заказывала небольшую, чтобы уместилась в чемодан. Зачем все это? Просто понимаешь, что родной человек уже 75 лет лежит в чужой земле, никто из своих у него не был и не будет. Да как так?! Я вот хочу сказать: если вы знаете, где похоронены ваши деды, и если есть возможность, съездите. Возьмите внуков, правнуков Наши солдатики, совсем молодые ребята, там одни. Навсегда. В память о военном ремесле деда на плите выбита надпись: «Проверено: мин нет». Чтобы плиту не убрали – ведь могилы номерные, без имен, – оставила под ней заламинированную копию ответа из «Красного креста». На съемках в глухой сербской деревеньке, увидев памятник советским освободителям, честно признаться, тихо плакала. Неудобно было перед нашей русско-сербской компанией, но ничего поделать не могла Ребята сгинули, освобождая чужбину, где все неродное, даже рельеф местности Сгинули, понимая, что родные никогда не узнают об их судьбе и не приедут на могилы, – от этого сжимается сердце.
– Какие впечатления остались от Освенцима?
– В фильме есть кадры, где кот сидит на подоконнике, а внизу травка зеленеет – мирная картинка, да? Но здание, где жила наша группа, – бывшая комендатура лагеря. Внешний вид сохранен, даже решетки на окнах военного времени. Когда днем ходят толпы людей, не страшно. А когда ночью выходишь и видишь колючую проволоку по периметру – жутко становится. Снимаю бараки – крыса бежит в темноту, будто дорисовывая картинку. Концлагерь из красного кирпича ночью кажется серым и живым. Не знаю, как это объяснить, но он и правда пульсирует. В фильме есть история полячки Анны Оди, первого ребенка, родившегося в госпитале освобожденного советскими войсками города Аушвица, ныне Освенцима. Ее родители были узниками разных концлагерей, а она всю жизнь посвятила работе в музее при Освенциме.
– Правда, что в фильм вошли даже секретные данные?
– Да, это история спецсвязиста под грифом «секретно» Ветеран Борис Баланенко, который не дожил до выхода фильма, помощник начштаба батальона аэродромного обслуживания, рассказал о секретной переброске по воздуху солдат для помощи повстанцам в Варшаве в 1944 году. Перед очередным интервью дочь фронтовика предупредила: «Он вас очень ждет, хочет что-то особенное рассказать». Думаю, Борис Николаевич предчувствовал конец, эта запись оказалась последней.
– Были сложности в работе?
– Львиную долю времени я потратила на работу с кино- и фотохроникой. Сложно найти нерастиражированные кадры, четко привязанные к событиям, о которых говорят герои киноальманаха. Если это Ясско-Кишиневская операция, мы показываем именно ее. Если речь идет о Беломорской флотилии и проводке союзных конвоев, то в кадре не просто минный заградитель, а именно «Юшар», на котором ходил курский ветеран Алексей Волков. И так далее... Трстеник снимал сербский телеоператор Слободан Матицки, я просила его встать на другом берегу, чтобы видеть город глазами артиллериста Петра Михина. Альманах, как машина времени, переносит нас в события 1944–45 годов. Хроника – не иллюстрация, а исторический документ, вот что важно!
У Петра Алексеевича Михина есть интересный образ в книге «Внукам о войне»: по всей линии фронта от Белого моря до Черного плечом к плечу стояли батальоны. То есть фронт как непрерывная живая линия, где каждый солдат на своем месте бьется за победу. И мы тоже бьемся – ветераны, поисковики, историки, много-много людей. Потому что идет война с памятью, и чем она кончится? Но если что и греет, то вот эта живая линия.
Всех, у кого есть истории и воспоминания, связанные с военным наследием региона и особенно Курской битвой, Светлана просит связаться с ней через соцсети или электронную почту sgerasimova@yandex.ru.
Оксана САНИЦКАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 50 (1313) от 10 декабря 2019 года
Курская область получит «премию» за эффективную работу чиновников
Гендиректор «Авангарда» Дмитрий ИЗВЕКОВ: «Нам нужно красиво завершить сезон и остаться в ФНЛ»