Наш ответ Хэллоуину: курские страшилки про нечисть
31 октября в мире отмечали Хеллоуин. В последнее время праздник популярен не только на Западе, но и в России. По легенде в этот день духи умерших возвращаются на землю. В современном мире Хеллоуин породил немало мистических сюжетов для Голливуда: киношные призраки маются в поисках жертв. Но нас, курян, таким не напугаешь. Буквально сто лет назад в Курской губернии были сюжеты убойнее: рыбаки ловили водяных, злые духи вели охоту на зажиточных помещиков, мертвецы вставали из могил, а призраки утопленниц искали себе женихов. «ДДД» собрала самые интересные курские байки. Верить в них или нет – дело личное...
Ведьмин колодец
Село Вышний Дубовец Медвенского района. Здесь на холме находится местечко под названием Большой сад. Казалось бы, обычный лес, но старожилы просят держаться от него подальше. Когда-то на этом месте стоял барский дом. Владела им помещица, ну не меньше, чем кровожадная Салтычиха: убивала красивых крепостных девок.
«Она была злой, завистливой и жестокой, – пишут авторы сборника «Легенды и предания Курского края». – Некрасивая внешность и черные холодные глаза делали ее похожей на ведьму. Старая дева не могла вынести счастья молодых влюбленных и всячески вредила им. Если ей не удавалось разлучить пару, она бросала девушку в колодец».
С тех пор, согласно легендам, загубленные юные души выходят в полночь, ищут своих женихов. Как гласит легенда, однажды призраки напали на помещицу и утащили ее в колодец.
«С тех пор барыня ночью превращалась в настоящую ведьму и глумилась над людьми, – продолжают авторы истории. – Если встречала парня, то садилась ему на плечи и каталась до первых петухов».
«Лесная девка»
Деревня Ишутино Рыльского района. Здесь ходит байка о помещике по имени Евграф – страстном любителе охоты – и «лесной девке». Егерь неоднократно говорил барину, чтобы тот не ходил в лес к Лебедеву колодцу: будто бы воду из него берет сама нечистая сила, а кто же девку лесную увидит – лишится разума от ее красоты.
«С тех пор потерял молодой помещик покой – захотел он красавицу лесную увидеть», – говорится в начале байки.
Однажды Евграф втайне от егеря пошел охотиться один. Долго бродил по лесу, вышел к Лебедеву колодцу. Устал, прилег на землю, уснул. А проснулся от собачьего лая. Открыл глаза – вокруг никого, перед глазами только «марево розовое». Присмотрелся Евграф и обомлел: за маревом – девушка небывалой красоты. Только он руки к ней протянул, а барышня испарилась.
С тех пор не было ему покоя. Как-то пошел барин вновь к Лебедеву колодцу, чтобы встретить ту лесную красавицу. Так и случилось. Далее последовал следующий диалог:
– Я ждала тебя, Евграф. Коль увидеть смог в первый раз, посмотри во второй. Зоряной меня звать. Я дочь Зари утренней. Что нужно тебе, Евграф?
– Есть у меня золото, серебро, сила молодецкая, не урод лицом, а счастья нет. Вот здесь стою – сердце прыгает. Всю бы жизнь вот так провел.
Махнула Зоряна рукой, ключ стал шире, показались на воде три лебедя: черный, розовый и белый. Выбирай: черный – вечность, белый – жизни полный день, а розовый – только миг прекрасный.
Вспомнил Евграф, что Зоряна – дочь Зари, да и выбрал розового лебедя. Дескать, указал на свое счастье. Девица рассмеялась и пропала. С тех пор как ни искал барин Зоряну, а все без толку. Окончательно сошел с ума. У Лебедева колодца положил чугунную плиту с надписью: «Тому поднять плиту сию, кто положил ее». Говорят, будто помещик зарыл под ней свои богатства, а сам бросился в колодец и погиб.
Уже в наше время местные жители пытались измерить глубину колодца, но дна так и не достали...
Ходячего мертвеца усмирили колом
На Руси ходило поверье: убить кровожадного упыря или ведьму можно только осиновым колом. Историю с подобным «ритуалом» находим в IV выпуске «Материалов по этнографии Курской губернии» (1912 год).
Начинается рассказ со слов: «В одном селе умерла такая баба, что жила худыми делами...» В общем, ведьма. Вроде умерла и слава Богу, но стали видеть селяне, что приходит мертвая к своему двору. Разбудит детей, помоет им головы, да и уйдет. Муж обратился к священнику. Решили раскопать могилу, а «она лежит ничком у гробу».
«Поп прочитал молитву и велел забить ей в спину осиновый кол. С тех пор перестала баба ходить из могилы», – завершается история.
Проклятье водяного
Лет сто назад рыбаки Русановской слободы выловили из Усожи щуку в человеческий рост. Рыба была старой, обросла водорослями и мелкими ракушками. Мужики тогда пошутили: «А не водяного ли поймали?» И действительно, по поверью именно в щуку превращается хозяин рек. Байке, конечно, не придали особого значения. Добычу разделили, сварили уху, а она оказалось горькой...
Прошло не так много времени, и в том месте, где поймали огромную рыбу, местный паренек утонул: нырнул и больше его не видели. По слободе пошли слухи, дескать, водяной забрал селянина. Долго еще родители не пускали детишек купаться, а в реке год от года все меньше становилось рыбы...
Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 45 (1256) от 6 ноября 2018 года
Курская область. Трагедия в Железногорске: пропавшего 7-летнего малыша похитил и убил сосед-педофил
Может ли муниципальный служащий работать по совместительству?