«Жители города не сварливы, в торгах осторожны...» Нравы и обычаи Курска конца XVIII – начала XIX века
Сейчас довольно сложно представить, но в конце XVIII века, а точнее, в 1785 году, общее число городских жителей Курска составляло чуть больше 15 тысяч человек: 7962 мужчины и 7329 женщин. Среди них было 320 дворян. Самой многочисленной группой были мещане – 4531 человек. К ним причислялись те, кто имел состояние, не превышающее 500 рублей: мелкие торговцы, ремесленники, наемные работные люди. Всего же крепостное население Курска составляло 1055 человек... Продолжаем знакомить вас с историей древнего Курска. В этот раз расскажем о нравах и обычаях.
Живут чисто и опрятно одеваются
«Все горожане были разделены на шесть разрядов, – пишет Андрей Шпилев в книге «Страницы истории Курского края». – В состав первого разряда входили «настоящие городовые обыватели» – имевшие в городе дом или землю дворяне, чиновники и духовенство. Второй разряд составляли купцы трех гильдий, вносившие налог с объявленного ими капитала. Третий разряд охватывал ремесленников. Четвёртый состоял из постоянно живших в городе иностранцев. Пятый включал «именитых граждан»: учёных, архитекторов, живописцев, скульпторов и «музыкосочинителей», а также владельцев капитала свыше 50000 рублей, банкиров, оптовых торговцев и владельцев кораблей. К шестому разряду причислялись посадские люди, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся в том городе».
Что касается нравов и обычаев жителей Курска конца XVIII – начала XIX веков, то до нас дошли сведения о внешнем виде и правилах поведения. Так, в опубликованном отрывке из «Топографического описания» сообщается, что «города сего жители добронравны, не сварливы, не тяжебники и миролюбивы. К промыслам прилежны, в торгах осторожны и благоуспешны. Живут чисто и опрятно одеваются... Женщины доброличны и добронравны, склонны к роскоши и вольной жизни, прилежны к церковным служениям, особливо церемониальным. Девки ж до замужества в церкви не ходят (кроме Великого поста), а показываются людям в праздничные дни на улицах, составляя небольшие круги или карагоды. За водою и мыть белье на реку ходят в нарядах. В замужество выходят в летах совершенных, отчего и здоровы. На свадьбах у простых и бедных людей гости ездят по улицам с песнями и вместо музыки бьют по сковородкам...»
Борода и волосы в кружок
Интересны воспоминания Екатерины Авдеевой, жившей в Курске в 1820-х годах. «Большая половина жителей Курска ходит в русском платье, но многие женщины из купеческого и мещанского сословий – в так называемом немецком, то есть носят на голове вместо кички платок... Мужчины оставляют бороду, волосы обстригают в кружок, только и тут есть нововведение: некоторые носят галстуки и подстригают немного бороду, и весьма редко встретите старинную стрижку русскую, то есть темя выстриженное с отпущенными по краям волосами... Курская женская одежда отличается от других мест России. Вседневную составляет сарафан, который называют в Курске шубкою, а если суконной, то сукнею. Рубашка делается с широкими рукавами, с узкими запястьями и высоким воротником Прежде, когда во всех богатых домах носили русскую одежду, кокошники низали дорогим жемчугом с каменьями, и такой кокошник стоил иногда более 1000 рублей. На шею надевают жемчуг, янтари и серебряную вызолоченную цепочку, на которой висит крест. Таков наряд женщины в Курске...»
Авдеева в своих воспоминаниях писала о правилах поведения девиц в Курске: «...Ведут жизнь совершенно затворническую. Не только никуда не показываются, даже редко ходят и в церковь. Где же может увидеть её суженый? Для того есть особый манер показать невесту. Трудно поверить, что прежде выдавали замуж девиц 15 и 14 лет, и чем невеста была моложе, тем больше было похвалы... Благодаря мудрому закону зло ранних браков прекращено. Прежде, когда девушке наступало лет 15, то её начинали, говоря по-курски, невестить: шьют нарядное платье, в праздничные дни ей позволялось выходить за ворота в сопровождении пожилой родственницы. Девушка садится на лавочку у ворот и смотрит на проходящих... Осенью на такое сидение девушки берут, бывало, подсолнечник, которого зерна любят лущить, или кедровые орехи... Тем временем неженатые молодцы могли ходить и высматривать невест».
«Порядочное семейство в народную баню не пойдёт»
А вот как Авдеева рассказывала о домашней жизни женщин. «Главная работа – в плетении кружев, и каждая знает это рукоделие, – писала она. – Нельзя сказать, чтобы курские кружева были изящны, но есть очень порядочные... Второе занятие составляет вышивание по кисее, что также в большом употреблении, потому что женщины носят вышитые рубашки, платки и платья. Прежде во всех домах, даже в самых зажиточных, пряли с большим искусством... Пищу употребляют самую простую, и единственные приправы: перец, хрен, лимонный сок и уксус. В богатых домах, когда делают званый обед, нанимают повара... На стол сначала подают холодные блюда в большом количестве. Непременно должно быть всего по паре – два поросёнка, два гуся, две индейки и так далее За холодными следуют горячие кушанья: обыкновенно это суп из курицы с рисом, ленивые щи, похлебка с клецками, похлебка из почки с огурцами... Жаркое бывает также двух видов, и к каждому подают разные плоды: моченые яблоки, груши, сливы, вишни, крыжовник и смородину, но никогда не подают солёных огурцов, которые идут только к холодным блюдам».
Что касается развлечений, то по воспоминаниям Авдеевой, в Курске в начале XIX века «сохранился оттенок прежнего русского удальства – кулачный бой. Но не делают его как прежде, публично и, как говорили, «стена на стену»... Ныне бойцы тихомолком пробираются за город и возвращаются с пасмурными и разбитыми лицами. Еще было в обычае на первой неделе Великого поста спускать на драку гусей и петухов. Охотники нарочно разводили таких боевых птиц, поныне это совсем вывелось, а равно и собачья травля » Не обошла стороной Екатерина Ивановна и... бани. Оказывается, «к народным баням в Курске не привыкли, и никакое порядочное семейство туда не пойдёт, хотя они выстроены каменные на берегу реки Тускари. Но зато всякий, кто только имеет возможность, строит свою домашнюю, а у кого нет своей, просят у знакомых. Почитается некоторым образом добродетелью позволить выпариться в бане. Также приглашают и бедных «прийти попариться».
Подготовила Александра БЕРЕГОВАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 46 (1465) от 15 ноября 2022 года
Под Белгородом врачи извлекли неразорвавшийся боеприпас из груди участника СВО