Водителей будут по-новому проверять на алкоголь
Подготовлен новый важный для водителей документ. Он меняет алгоритм проверки автомобилистов на трезвость.
До сих пор гаишник мог протестировать водителя сам или отправить его к врачу, если он заметил признаки опьянения. А после принятия нового документа такую же процедуру будут обязаны проходить все водители, совершившие аварию с пострадавшими. Такова главная новация подготовленного постановления правительства, которое введет новые правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медосвидетельствование водителей. Проект документа уже направлен на согласование, в том числе в министерство здравоохранения.
До сих пор водитель, попавший в аварию, даже если в ней пострадали люди, мог избежать проверки на трезвость. Ведь для такой проверки у инспектора должны быть веские основания. Новый порядок устанавливает безапелляционное требование: если есть пострадавшие, водителя необходимо проверить на наличие алкоголя.
При этом у водителя остается право отказаться от медосвидетельствования. Однако это влечет за собой почти такие же последствия, как если бы прибор или врач определили бы водителя как пьяного. Для отправки на медосвидетельствование водителя, совершившего аварию с пострадавшими, как и раньше, должен быть составлен протокол о направлении.
Однако есть исключения. В случае если водитель доставлен к медикам с места ДТП, освидетельствование может проводиться без протокола. Довольно часто бывает, что «скорая» приезжает на место аварии раньше, чем ГИБДД. А если водитель нуждается в операции, не ждать же, пока подъедут сотрудники ГАИ и составят протокол. Пусть инспекторы оформляют аварию, замеряют расстояния и записывают показания свидетелей. Медики в это время будут делать свою работу. Но они обязаны также проверить водителя на состояние алкогольного опьянения, даже без соответствующего протокола. Но это касается только случаев с пострадавшими. Напомним, кстати, что если водитель был один в машине, врезался в столб и пострадал при этом только он сам, – это также авария с пострадавшими.
Главная новация – это то, что вместо состояния алкогольного опьянения в постановлении появилась новая формулировка: употребление веществ, вызывающих алкогольное опьянение. При этом проверка на употребление этих веществ проводится приборами с учетом их суммарной погрешности – 0,16 миллиграмма этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Эти поправки были внесены с учетом дополнения статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях в виде примечания.
Напомним, до сих пор в России действовала норма 0 промилле. Любое показание прибора, выходившее за рамки установленной производителем погрешности, считалось опьянением. Как правило, у большинства приборов такая погрешность примерно составляла 0,04 промилле. Но это для идеальных условий: соответствующая температура воздуха, влажность, отсутствие загазованности В реальных условиях эти приборы могли даже у абсолютно трезвого человека выявить наличие алкоголя. В итоге многие водители лишались прав за содержание алкоголя менее 0,1 промилле. А некоторые даже за показания прибора ниже его же собственной погрешности. Количество лишенных по таким случаям посчитать сложно. Но, судя по данным судов, от 12 до 15 процентов ежегодно лишались прав за то, что цифры на приборе были выше нуля, но ниже 0,3 промилле.
Чтобы избежать таких спорных вопросов, и было внесено изменение в КоАП, которым установлено, что употреблять за рулем опьяняющие вещества нельзя. А употреблял или нет, определяется специальными приборами. Но с учетом их суммарной погрешности, которая равна 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Это примерно соответствует 0,32 промилле. В этой цифре учтено все: и сама погрешность прибора, и атмосферные явления, и даже особенности организма большинства людей.
* * *
Основные изменения, вводимые законом в КоАП РФ с 1 сентября
Нарушение | Сейчас | С 1 сентября |
---|---|---|
Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения | Предупреждение или 200 рублей | Предупреждение или 500 рублей |
Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения | Предупреждение или 200 рублей | 800 рублей |
Нарушение Правил дорожного движения вышеуказанными лицами, совершенное в состоянии опьянения | 300-500 рублей | 1000-1500 рублей |
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств | 300 рублей | 1000 рублей |
Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия | На граждан: 1500 рублей; на должностных лиц: 5000 рублей; на юридических лиц: 200000 рублей | На граждан: 5000-10000 рублей; на должностных лиц: 25000 рублей; на юридических лиц: 300000 рублей |
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения | На должностных лиц: 2000-3000 рублей; на юридических лиц: 20000-30000 рублей | На должностных лиц: 2000-3000 рублей; на юридических лиц: 300000 рублей |
Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук | Предупреждение или 300 рублей | 1500 рублей |
Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями | 300 рублей | 500 рублей |
Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует | 500-800 рублей | 800 рублей |
Окончание. Начало в прошлых номерах (часть 1, часть 2, часть 3).
Владимир Баршев, «РГ»