Фильм про курских детей-инвалидов выиграл Международный фестиваль
Железногорский дом-интернат для детей с ограниченными возможностями «Надежда» подготовил короткометражку, которая стала победителем миланского конкурса фильмов о детях-инвалидах. Умственно отсталые ребята показали, что они тонко чувствуют окружающий мир.
Особенные актеры
Центр «Надежда» расположен в поселке СМП, который плотно примыкает к Железногорску. Место на отшибе: напротив учреждения – железнодорожное полотно, чуть дальше – стройные ряды частных домов, промзона, лесопосадка. Каждое утро к двухэтажному зданию подъезжает микроавтобус с особенными пассажирами. Это постояльцы дневного отделения «Надежды». Кто сам, а кто с посторонней помощью, покидают салон, все в общей массе идут к входу. Здесь и взрослые, и совсем маленькие ребятишки.
За «аномалиями умственного развития» скрывается пласт тяжелейших заболеваний. Речь идет о серьезных расстройствах психики, нарушении речи, о чрезмерной активности или, наоборот, заторможенности, абсурдных действиях и поступках. «Особенных» детей трудно контролировать, обучать. Для них недосягаемо многое из того, что доступно обычному человеку. Но просматривая трехминутную короткометражку «Колобок наоборот», которую подготовили в центре «Надежда», понимаешь: не все так плохо. На первый взгляд, видео самое обыкновенное: дети при помощи мимики и жестов рассказывают историю о Колобке, зритель видит этакий детсадовский утренник. Однако в кадре непростые «актеры»: роли играют аутисты, ребята с синдромом Дауна. Работу отметили на Международном конкурсе фильмов о детях-инвалидах, проходившем в Милане (Италия).
Необходима поддержка взрослых
Играет музыка, на экране двое парней вяжут разноцветные платки поверх голов, надевают юбки и фартуки и, опираясь на палочки, картинно прихрамывают. Бабушки-старушки в рамках «Колобка» смотрятся эффектно... Затем появляется главный виновник картины, чью роль исполняет маленькая Оксана. Ей предстоят встречи с волком, медведем, лисой. В отличие от традиционного сюжета, никто из зверей и не думает слопать кругленького запеченного толстячка, наоборот – животные с ним приветливы и обходительны. В конце сказки герои зажигают свое солнышко дружбы.
– За всем этим стоит большой труд педагогов, медиков, – поясняет директор «Надежды» Вера Богатикова. – Когда дети попадают к нам, они ничего не умеют. Во время реабилитации учим воспитанников элементарным вещам, которые пригодятся в жизни: одеваться, умываться, мыть руки, чистить зубы, держать ложку, ходить в туалет. Также приучаем к работе по дому, труду на дачном участке. Наши дети умеют подметать пол, поливать цветы, пропалывать грядки.
– Получается, такие ребята могут жить в обычном обществе?
– Могут, если рядом будут взрослые. Эти дети нуждаются в постоянном психологическом сопровождении, поддержке. Социум их не принимает, сверстники порой смеются над ними, обижают. Если такого ребенка толкнули, отобрали у него вещь – он не сможет за себя постоять. Поэтому взрослые всегда должны быть рядом.
Жизнь не как у всех
В «Надежде» закончился тихий час, время полдника. Вместе с Верой Анатольевной идем к воспитанникам. По дороге в группу интересуюсь, как дети отреагируют на мой визит. Все-таки я новый для них человек. Директор успокаивает: ребята не боятся посторонних, хорошо идут на контакт.
В группе оживленно, пока воспитатель накрывает на стол, мальчишки рассаживаются, некоторые подходят к нам. Приветливый худощавый паренек Андрей сыграл в короткометражке одну из бабушек-старушек. Он бодро жмет мою руку, жестикулирует, стараясь «на пальцах» рассказать что-то важное. Мы с Верой Анатольевной его не понимаем. Видимо, осознав это, он предпринимает еще одну попытку достучаться до нас: ведёт к открытому окну, указывает на подоконник. Там отбита краска.
– Это ты так окно открыл? – спрашивает директор.
Андрей одобрительно кивает и возвращается к столу. Там уже все в сборе, едят кашу. Особняком держится здоровяк Леша: у него отдельное место, свое меню – яичница, фисташки, яблоки, кефир. Как и главный герой известного фильма «Человек дождя», Алексей предпочитает однообразие, с трудом привыкая к чему-то новому.
В другой группе на редкость тихо. У окна нянечка кормит с ложки девочку, прикованную к инвалидному креслу, в углу стоит детский манеж. Там кто-то шевелится, агукает Вите пять лет, он страдает тяжелейшим заболеванием, вся его жизнь проходит на кровати. Протягиваю Витеньке руку, он с трудом обхватывает своей маленькой ладошкой мой указательный палец, пытается что-то сказать, но вся речь сливается в один сплошной стон. Такое ощущение, что перед тобой не пятилетний ребенок, а грудничок. В группе кроме Вити еще двое мальчиков. Их диагнозы не лучше
Остаться в «Надежде»
Еще пару лет назад судьба воспитанников «Надежды» не особо баловала. Ребят, достигших совершеннолетия, ожидал перевод в областной психоневрологический диспансер. Не сказать, что место плохое. Просто дети проживают в семьях, инвалиды не привыкли быть вдали от близких, переезд для них и их родителей – еще одно серьезное испытание. Обычный человек может быстро перестроиться и обжиться на новом месте. Чего не скажешь об «особенных» детях....
Как говорит Вера Богатикова, сейчас вопрос с совершеннолетними подопечными решен – в «Надежде» открыто отделение, рассчитанное на железногорцев от 18 до 30 лет.
Александр ДЕМЧЕНКО, Железногорский район. Фото автора
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 25 (975) от 18 июня 2013 года
Ипотека Россельхозбанка в Курске – ответ на «квартирный вопрос»
Увеличена сумма задолженности, взыскиваемая в судебном порядке
Посетители не обязаны оплачивать музыкальное сопровождение в кафе
Две истории одной болезни: «Я решила объявить болезни войну»