Оборотная сторона больничного в Курске
Гарантии работнику при временной нетрудоспособности установлены статьей 183 Трудового кодекса РФ. И когда человек оформляет больничный, он не задумывается, откуда берутся деньги на его оплату. Между тем, чтобы куряне получили предусмотренные законом выплаты, компенсирующие утраченный заработок в связи с болезнью, травмой или по иным предусмотренным законодательством причинам, сотрудникам соцстраха приходится проделать огромную работу. О ее результатах в 2012 году рассказала руководитель Курского регионального отделения Фонда социального страхования Нина Ткачева.
Отрадный факт: болеть куряне стали меньше. Потери рабочего времени в связи с болезнью за последнее время сократились на 27%, подчеркнула Нина Васильевна. Однако продолжительность больничного у нас по-прежнему одна из самых высоких в России. В среднем она составляет 12 дней.
«В 2012 году на больничном побывал каждый шестой работающий житель Курской области, – говорит Нина Ткачева. – На оплату листов нетрудоспособности потрачено около 700 миллионов рублей. Надо отметить, что это около половины расходов на выплату всех пособий, финансируемых курским отделением ФСС».
Обоснованность выдачи и продления сроков листков нетрудоспособности находится на особом контроле Фонда социального страхования. Одной из мер в этом направлении стало введение с 1 июля 2011 года нового бланка больничного. Он имеет несколько степеней защиты, что позволяет специалистам легко определить подделку. В Курском региональном отделении был расширен отдел страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Если два года назад врачей в штате было всего три, то сегодня – 15. Это специалисты в разных областях медицины, среди которых и кандидаты наук. Несколько сотрудников прошли аккредитацию в Росздравнадзоре.
«На данный момент законом нам даны все права по контролю за выдачей листков нетрудоспособности. Это позволяет проверять лечебные учреждения как самостоятельно, так и с привлечением специалистов комитета здравоохранения Курской области и областного управления Росздравнадзора, – отмечает Нина Васильевна. – Сегодня наши сотрудники проверяют 100% лечебных учреждений, имеющих право выдавать больничные. В прошлом году провели 237 проверок – это в три с лишним раза больше, чем в 2010 году. Плановые проверки прошли во всех лечебных учреждениях, были и внеплановые – по обращениям страхователей, сомневающихся в обоснованности выдачи больничных. Таких заявлений, кстати, становится все больше, и проверки по ним дают свои результаты. Все подделки, к слову, были выявлены по обращениям работодателей. В 2012 году специалисты соцстраха сумели проверить более половины выданных в регионе больничных. В абсолютных цифрах это 133426 листков нетрудоспособности. Чтобы понять, насколько возрос объем работы, достаточно сравнить цифру с той, что была два года назад. Тогда мы проверяли лишь около пяти тысяч больничных».
К сожалению, врачи не всегда добросовестно относятся к заполнению первичной медицинской документации – не отражают полное состояние пациента, в результате сами же и страдают, получая дисциплинарные взыскания. В итоге лечебному учреждению, а часто и самому медработнику приходится возмещать Фонду ущерб по больничным, выданным с нарушениями. Тем не менее в результате усиления контроля по всем направлением, начиная от внутреннего в самом лечебном учреждении и заканчивая экспертизой ФСС, количество листков нетрудоспособности, выданных с нарушением требований, сократилось. Если в 2011 году их было выявлено 404, то в 2012 – 283. В 219 случаях последовали штрафные санкции. В результате лечебным учреждениям было предъявлено к возмещению 340 тысяч рублей.
«Наши эксперты обращают внимание как на оформление листка, так и на обоснованность его выдачи, – подчеркивает Нина Васильевна. – Когда вводился новый бланк, около 10% больничных выдавалось с ошибками. Между тем, бланк – это документ, который имеет свою стоимость, он печатается на деньги Фонда и, естественно, мы заинтересованы в том, чтобы испорченных листков было как можно меньше. Сегодня половина лечебных учреждений уже перешла на автоматизированное заполнение листков нетрудоспособности. В результате удалось сократить число испорченных бланков. В 2012 году специалисты ФСС забраковали 6% выданных больничных. Задача – снизить цифру до 4%. Это возможно, если и врачи, и больные будут внимательнее».
Практика показывает, что около 90% ошибок в оформлении происходит по вине самих пациентов, которые неправильно указывают место работы. Врач записывает его со слов пациента. Однако люди не всегда в курсе, как правильно называется организация, в которой они трудятся. Называют сокращенные варианты или вовсе то, что указано в медицинском полисе, хотя с момента его выдачи успели сменить работу. «Хотелось бы призвать курян быть внимательнее. Лучше уточнить, как правильно пишется название организации у руководителя или бухгалтера», – призывает руководитель отделения ФСС.
Если за больничные, выданные с нарушениями, медицинским учреждениям и врачам приходится расплачиваться рублем, то за поддельные листки грозит уголовная статья. Эксперты Курского отделения ФСС успели выявить 10 случаев различных махинаций с листками нетрудоспособности. По всем эпизодам правоохранительные органы возбудили уголовные дела. Последний инцидент произошел в Щиграх. В отделение ФСС обратился работодатель, обнаруживший в представленном листке следы исправления в датах. Сотрудники Фонда провели проверку. Выяснилось, что со стороны лечебного учреждения нарушений нет, а вот работница, чтобы на два дня продлить себе отпуск, исправила пару цифр. Материалы проверки направили в прокуратуру, там возбудили уголовное дело. В данный момент идет расследование. Два лишних дня к отпуску могут обернуться для курянки судимостью.
На правах рекламы
Анна КОРШУНОВА, фото Андрея КОРНИЛОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 12 (962) от 19 марта 2013 года
ГАИ начинает массовые проверки на трезвость на дорогах. Каковы в этом случае права водителей?
Магазин «Дачник» в Курске представляет: Многолетняя чудо-пленка «Светлица»