Почему выходит из строя генератор?
У любого узла — в том числе у генератора — есть свой ресурс. Вместе с тем, имеются факторы, которые этот ресурс могут существенно сократить.
Масло и АКБ
Одна из самых частых причин выхода генератора из строя — текущее из сальников масло. При попадании его внутрь генератора графитовые щетки этим маслом пропитываются, становятся жесткими и попросту режут коллектор. Еще одна распространенная и довольно коварная причина — аккумулятор, в котором имеется короткозамкнутая банка. Что характерно — АКБ может вполне подавать признаки жизни — заводить машину, подзаряжаться от зарядного устройства и т.д. Но при этом он становится мощной паразитной нагрузкой в цепи генератора. Например, электрикам одного из автосервисов как-то попалась машина, на которой в аккумуляторе был зафиксирован ток утечки в 60 Ампер. И это при номинале генератора в 70 Ампер. Почему сгорел генератор — понятно. Оставшихся 10 Ампер от силы хватало на работу инжектора. А при включении фар и обогрева генератор грелся так, что на нем, как сказали электрики, можно было жарить яичницу.
Переполюсовка
Кто-то скажет, что для того, чтобы перепутать и поменять местами подходящие к аккумуляторной батарее клеммы — надо очень постараться. Шутки шутками, но такие случаи встречаются. Например, аккумуляторы, как известно, бывают «правые» и «левые». Отличаются они расположением плюсовой и минусовой клеммы. Бывали прецеденты, когда автовладелец путал и ставил «неправильный» аккумулятор, чем вызывал переполюсовку. Также переполюсовку иногда случайно сотворяют при прикуривании машины. Результат частенько сопровождается «спецэффектами»: вспышкой внутри генератора, легким дымовым облаком, звуком — щелчком или хлопком, а также запахом паленой проводки. В итоге диодный мост выгорает с вероятностью 99%, статор — 60%, реле-регулятор — 20%, провода — 10%. Возможный побочный эффект — выгорание борткомпьютера, сигнализации, музыки.
Клеммы и музыка
В одном дедовском способе проверки процесса заряда аккумулятора применялось сдергивание плюсовой клеммы АКБ на работающем двигателе. И если на старых автомобилях такая процедура могла пройти безболезненно, то на современных машинах от таких действий на 50—70% повышается вероятность выгорания реле. Да и высокотехнологичную электронику тоже можно вывести из строя. Также генератор не любит установки чересчур мощной музыки без дополнительной подготовки штатной электрики автомобиля. При воспроизведении, например, удара барабана сабвуфером в электросети возникают пиковые скачки. В эти моменты резко повышается токопотребление, и генератор не справляется. То есть, при желании поставить в машину «убойную» акустику желательно, как минимум, подключение усилителя через конденсатор — он сглаживает упомянутые скачки. А как максимум — второй генератор.
Кстати...
Если генератор вышел из строя, то сколько можно проехать на аккумуляторе? Все зависит от машины. Чем больше у нее электропотребителей — электронно-управляемый инжектор или ТНВД, электроусилитель руля и т.д. — тем меньше она проедет. Дизельная машина протянет дольше, поскольку у нее нет потребляющей электроэнергию системы зажигания. По словам мастеров, среднестатистическая современная бензиновая легковушка протянет 30—40 км, дизельная — около 50 км. Для сравнения, на старых дизельных бусиках Mercedes-Benz 208 люди проезжали на аккумуляторе по 300...400 км, поскольку в этой машине все, что можно, имеет механический привод.
В заключение
Кстати, считается, что вывести генератор из строя можно мойкой двигателя или проездом через глубокую лужу. Это действительно так, но с некоторыми оговорками. Если генератор в порядке, в частности — лак на обмотке статора в нормальном состоянии — то умеренные водные процедуры не так и опасны. Но в случае уже имеющихся скрытых дефектов «купание» агрегата действительно может поставить точку на его работоспособности.
Семен ЗАХАРОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (3)
Написать отзыв▼
Андрей Ларин
30 сентября 2011, 22:18e-mail: law.andrei@yandex.ru, город: ТулаОтличная статья. Все коротко и ясно. Спасибо.
АЛЕКСАНДР
19 августа 2015, 05:55город: УЛЬЯНОВСКА как часто выходят из строя генераторы. У меня за семь лет вышли 2 один родной на 72а в торой80а почему не пойму.Масло не попадает движок не разу не мыл
Алексей
25 мая 2017, 20:14город: ОрскВ автошколе старый препод, бывший механик крупной советской автоколонны а ныне пенсионер говорил:"Если бы генератор боялся воды, то УМНЫЕ люди, конструирующие автомобили расположили бы генератор сверху как воздушный фильтр.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 18 (864) от 3 мая 2011 года
Что делать, если инспекторы пытаются «пришить» обгон через сплошную?
Революция клубного отдыха: караоке-клуб «НОЧЬ» и ночной клуб «АристократЪ»