Как к бюджетникам пришел рынок
Теперь учителей будут премировать по модному понятию «рейтинги». В частности, они должны создавать положительный «имидж» образовательного учреждения и привлекать «клиентов»! Да, вы правильно поняли, клиенты – ученики. Это предполагает федеральное законодательство, подкрепленное на уровне региона постановлением правительства Курской области о введении новой системы оплаты труда.
Было – стало
Как работает новационная для региона система стимулирования труда работников бюджетной сферы, мы решили проанализировать именно на учителях. Чтобы был какой-то пример. В сфере культуры и здравоохранения схемы похожи. Однако законодательство предусматривает самостоятельность в этом вопросе даже для каждого отдельно взятого учреждения.
Итак, отныне и навсегда отменена тарифная сетка. К слову, оклады, предусмотренные в ней, не менялись с 2008 года. Что же принципиально нового теперь? Сетка предусматривала деление бюджетников на 18 разрядов.
Рассмотрим на примере школы. Минимальный оклад 1-го разряда – его получали уборщицы, дворники, дежурные – 1600 рублей 73 копейки. 18-й разряд – это на уровне ректора вуза – чуть более 7200 целковых. «Середнячки» начинались с 7-го, такой разряд, скажем, получал учитель со средне-специальным образованием (оклад 2475,17 руб.). Выпускнику вуза автоматически присваивался
8-й разряд и 2720,33 руб. Такие тарифы действовали в городской черте, для сотрудников сельских школ оклады были больше на 25%.
Теперь учителей «классифицируют» по четырем квалификационным группам. Но! В каждой есть свое деление еще на четыре группы. Нехитрый математический подсчет дает понять, что педагоги снова делятся на 16 «подвидов». Назовем это так, раз уже нет понятия «разряд». Что называется, найдите отличия...
В новой таблице (раз уже нет слова «сетка») обозначаются минимальные оклады сотрудников. Напоминаем, что каждая школа и детсад могут сами поднять жалование, поскольку самостоятельные. Итак, минимум в таблице – это минимальный оклад, положенный инструкторам по трудам и физкультуре, музруку и старшему вожатому. Он предусматривает «вилку» от 2253 до 3590 рублей. Максимум – для сотрудников высшей квалификационной категории – 4595 «деревянных». В этой графе, к слову, есть специалист «тьютор». Можем поспорить, слово неизвестное для большей части педагогического состава. Современные интернет-словари подсказывают, что это организатор учебного процесса. Вот такое «модное» постановление.
Вместе с тем, только в трех графах большой таблицы оклады педагогов выше минимального размера оплаты труда (4330 рублей). Да и то – на суммы от 174 до 265 целковых. Заметим, что одним из оснований введения новой системы оплаты труда была как раз-таки «уравниловка». С января 2009 года на федеральном уровне МРОТ для работников бюджетной сферы установлен на отметке 4330 рублей. Сельских педагогов это уравняло в зарплате – до 9-го разряда, городских – до 13-го! Получилось, что труд и уборщицы, и, скажем, заведующей детсадом ценится одинаково... Логично было бы предположить, что начинаться новая «сетка-таблица» должна тогда уж с «минималки». Ан нет! На это денег у областной власти нет. Иначе пришлось бы потратить на бюджетников в разы больше.
10+10=21
Разберемся с увеличением фонда оплаты труда, которое утверждено уже дважды: с 1 декабря 2010 года и с 1 марта 2011-го. И в первом, и во втором случае фонд оплаты постановлением губернатора увеличивался на 10%. Но во-первых, фонд, благодаря этому, вырастет не на 20%, как писали многие СМИ, а на 21%. Нехитрый математический расчет дает понять, что вторые 10% накидываются уже на существующие 110%. В итоге получаем 21%. В июне фонд должен подрасти, как обещали власти, еще на 6,5%. И тогда общее увеличение составит 28% – та же математика. Уже что-то...
Однако о первых результатах можно говорить уже сейчас. Увы, но в редакции нам часто приходится выслушивать жалобы учителей. «Я достоверно знаю, что премии равномерно и честно распределяют между сотрудниками лишь в трех школах города, – рассказала одна из звонивших читательниц, пожелавшая остаться неизвестной. – В нашей, например, вполовину увеличивают оклады завучам, и далеко не всем педагогам достается хотя бы по 200–300 рублей. Мы получили коррупцию. Кто будет проверять и контролировать начисления?! Говорят, что премии дают за результат. А я не могу ежемесячно готовить победителей олимпиад и призеров. Значит, ежедневная добросовестная работа оцениваться не будет?! Мы должны соревноваться между собой и показывать директору, какие мы хорошие?! А вдруг я ему не понравлюсь или, как ему покажется, в чем-то провинюсь? Оставляет желать лучшего и то, как было объявлено об увеличении фонда оплаты труда. К счастью, я прочитала об этом в вашей газете. А в школе даже не провели общее собрание, чтобы всех поставить в известность. Получился какой-то «междусобойчик».
Статистика обработала данные по зарплате работников сферы образования Курской области за декабрь 2010 года. Оказалось, что ее рост, учитывая увеличение фонда оплаты труда на 10%, составил всего 2,9% по отношению к декабрю 2009-го. А почему? Потому что рассчитываются премии, предположим, что даже всем и честно, но только от оклада. Тогда как каждый все равно не может получать меньше 4330 рублей. А от оклада – это на деле 200–300 «деревянных» на руки. Конечно, у завуча и директора премии будут более существенными. Законодательство предполагает, что, скажем, директор может получать до трех средних зарплат педсостава по школе. То есть если средняя зарплата в учреждении 9 тысяч рублей, он вправе получать 27 тысяч.
Вот такое новое законодательство. Возможно, в тех регионах, где зарплаты высоки, система стимулирования действенна и эффективна. Курская область – один из последних субъектов, который утвердил для себя подобную практику. Если взять одного из первопроходев – Санкт-Петербург, там зарплаты в учреждениях, находящихся в ведении области, на порядок выше, чем в федеральных. Даже в сравнении школа–вуз. Регион заботится о своих бюджетниках даже лучше, чем государство.
Оксана САНИЦКАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Педагог
20 февраля 2011, 10:49Из опыта работы директора Глебовской средней школы Фатежского района. Он ввел очень эффективный способ стимулирования своих педагогов. Учителю с "многолетней" высшей категорией и грандом добавил к зароботной плате немало-немного 8%, тогда как ее коллегам без образования, с низкими категориями- от 10 -до 15%. Теперь, чтобы получить статус хотя бы технички (10%) надо этому учителю "лезть из кожи вон": провести четыре-пять открытых мероприятий. Все бы ничего, да этот учитель- собственная жена. Поучитесь умению стимуляции.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 07 (853) от 15 февраля 2011 года
«Сочинский мясокомбинат» — поздравим мужчин по-сочински в Курске