Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»

Архивный номер № 9 (751) от 3 марта 2009Автосалон


НОВОВВЕДЕНИЕ

Авария без ГАИ

На днях Российский союз автостраховщиков обнародовал, кто получит право на аварийную «упрощенку» и получение денег по полису у «своего» страховщика.

С 1 марта вступают в силу поправки в Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Он дает возможность попавшим в аварию не вызывать на место происшествия ГИБДД и не ожидать прибытия экипажа несколько часов. Можно будет также обратиться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не разыскивать компанию виновника.

Эти нововведения облегчат жизнь многих автовладельцев, но не сразу. А с первого дня весны счастливчиков, которые смогут воспользоваться благами нововведения, будут вообще единицы. Ведь поправки в закон будут распространяться на тех, кто приобрел полис 1 марта этого года и позже.

Авария по европротоколу

Представим себе ситуацию: вы остановились на светофоре и вдруг сзади кто-то врезался в вашу машину. Сегодня для таких случаев предусмотрена единственная процедура: не двигаясь с места, вызвать сотрудников ГИБДД, которые оформят эту аварию.

И все это время автомобили перегораживают улицу, за ними выстраивается километровая пробка, а вся проблема из-за трех-пяти тысяч рублей на ремонт бампера. В то же время в Европе подобная ситуация решается довольно просто. Будучи в Австрии, сам наблюдал такую картину. Водитель нашего такси, сдавая назад, буквально проехал по капоту неожиданно подъехавшей машины. Далее ничего страшного не произошло: оба водителя вышли из машин, посмотрели на последствия, покачали головами, достали бланки извещений – у них они выглядят точно так же, как и наши отечественные, – заполнили, обменялись копиями и разъехались. Дело не заняло и 15 минут. И вот подобный способ оформления несерьезных аварий должен заработать и у нас. Кстати, эта система так и называется – «Европейский протокол».

Обязательные условия

Для обращения за возмещением ущерба в результате ДТП в свою страховую компанию необходимы следующие условия: в аварии только два участника, оба застрахованы по ОСАГО не ранее 1 марта этого года, в аварии не пострадали люди.

Для упрощенного оформления аварии к этим условиям добавляется еще два пункта: оба участника должны быть согласны с обстоятельствами аварии и сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.

Нетипичный случай

Если у вас есть подозрения, что второй участник аварии поведет себя непорядочно, если есть сомнения, что стоимость ремонта превысит 25 тысяч рублей, то с упрощенной схемой оформления ДТП лучше не связываться, а вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД. Оформление займет больше времени, зато вы будете гарантированы от неожиданностей.

Если вы все-таки оформили аварию по упрощенной схеме, а потом выяснилось, что ремонт стоит дороже, то от страховой компании вы получите только 25 тысяч рублей, и не копейкой больше.

Как оформить по-простому

Итак, случилась вышеописанная авария. У вас полис, оформленный после 1 марта. Что делать, куда звонить и как поступать? Рассмотрим все ваши действия по шагам. Шаг первый.

1. Для начала надо убедиться, что в аварии не пострадали люди. Если человеческих жертв нет, повреждения автомобиля минимальны, то вы можете оформить аварию без вызова ГИБДД. Но для оформления по европротоколу необходимо, чтобы и второй участник был на это согласен. Также необходимо убедиться в том, что у него нет возражений по поводу обстоятельств случившегося.

2. Предположим, что он кается, говорит, что отвлекся от дороги, рассматривая блондинку на ближайшем рекламном щите, тоже спешит и мечтает завершить это дело побыстрее. Словом, признает свою вину в аварии. Перед тем как заняться оформлением, вам необходимо убедиться в том, что у второго участника в наличии все документы на машину, то есть что он вообще имел право управлять этим автомобилем. Затем вам надо посмотреть на его полис, где выяснить две вещи: что этот водитель допущен к управлению этой машины и что полис выдан не ранее 1 марта этого года.

3. Убедитесь в том, что ущерб не превышает 25 тысяч рублей. Если вы оформите аварию без вызова ГИБДД, а ущерб будет больше, то разницу вы получить не сможете.

4. По идее, после этих действий вам нужно заполнить извещение о ДТП. Но на всякий случай предварительно позвоните в свою страховую компанию и поставьте ее в известность о случившемся. Лишним это не будет, а пользу может принести.

5. Если вы и ваш коллега готовы оформить все по простой схеме, то нужно заполнить извещение о ДТП. Бланк этого извещения страховые компании выдают вместе с полисом. Необходимо проследить, чтобы были указаны максимально точные данные на автомобили, их владельцев и водителей. Но особое внимание требуется уделить схеме аварии и сопутствующим обстоятельствам. Не вы и не второй участник аварии определяют виновника случившегося, а страховая компания по типовым схемам ДТП. Эти схемы были разработаны специально для системы упрощенного оформления в научно-исследовательском центре проблем БДД МВД России. Их более 80 штук. Они уже утверждены и именно по ним страховщики будут определять, кого считать причинителем вреда. Поэтому не удивляйтесь, если виновником сочтут вас, а не второго участника аварии.

6. Далее вам следует обратиться в страховую компанию: хотите в свою, хотите – страховую виновника. Выбор за вами. Вы предъявляете туда паспорт, свидетельство о регистрации машины и то самое извещение о ДТП.

7. В течение пяти дней страховая компания должна назначить вам оценку ущерба. Если этого не произошло, вы сами можете выбрать оценщика, который пересчитает повреждения в рубли. Результат оценки ущерба направляется в страховую компанию.

Далее вам остается ждать от компании денег. В течение 30 дней страховщик должен либо рассчитаться с вами, либо предоставить обоснованный отказ в выплате.

кстати

Готовы ли к таким кардинальным изменениям автолюбители, мы решили выяснить у заместителя генерального директора одной из крупных страховых компаний Оскара Адгамова.

– Оскар Равильевич, скажите, как невооруженным глазом определить сумму ущерба?

– Боюсь, что ответа на этот вопрос вам никто не даст. Под небольшой царапиной могут скрываться довольно серьезные внутренние повреждения. Для того чтобы прикинуть, во сколько, к примеру, обойдется замена поврежденного бампера, водителю придется возить с собой прайс-листы автосервисов. Как вы понимаете, это нереально.

– Чем грозит такой просчет?

– Страховая компания не сможет выплатить пострадавшей стороне свыше 25 тысяч рублей.

– А что делать в том случае, если ущерб неожиданно оказался намного серьезней, суд поможет?

– Я не могу отвечать за суд. Скажу только, что, если пострадавший соглашается оформить ДТП в соответствии с системой Европротокола, он автоматически соглашается с тем, что его ущерб не превысит 25 тысяч рублей.

– То есть сомневающимся автолюбителям стоит, как это практиковалось и раньше, прибегнуть к помощи сотрудников ГИБДД.

– Абсолютно верно.

– Смущает и такой момент, как оформление схемы…

– И не зря. Составить схему ДТП непрофессионалу довольно сложно. Тем более учитывая, что авария – это стресс. Любая помарка может привести к тому, что ваш план ДТП не будет принят в страховой компании. Для того чтобы ее составить, автолюбителю как минимум потребуется чистый лист бумаги, ручка и рулетка. Многие ли из водителей возят с собой в бардачке все эти нехитрые приспособления?

– Тогда, может быть, в случае ДТП прибегнуть к помощи аварийного комиссара?

– Он скорее всего поможет составить схему аварии, но проконсультировать вас по поводу стоимости ущерба – вряд ли. Я думаю, что в скором будущем появятся экспертные компании, которые вызовутся помочь водителям в оформлении ДТП на месте происшествия вместо инспекторов. Но надо понимать, что услуги таких экспертов придется оплачивать из собственного кармана.

– Тогда зачем нам такие сложности?

– Сложности предвидятся в течение нескольких месяцев, пока вся система не будет адаптирована к нашим условиям. Поначалу с ОСАГО тоже было не все так просто, теперь понемногу утряслось.

– Как вы считаете, готовы ли наши водители к таким преобразованиям?

– Не думаю, что многие из них вообще знают о том, какие изменения вступают в силу. Хочу напомнить также, что с 1 марта в России начинает действовать система прямого возмещения убытков по договорам ОСАГО. Отныне потерпевшей стороне не нужно связываться со страховщиками виновника аварий. Для возмещения ущерба ему достаточно обратиться в компанию, с которой он заключил договор ОСАГО. Но здесь следует отметить, что система прямого возмещения убытков будет распространяться только на договоры ОСАГО, заключенные с 1 марта этого года. Для остальных автолюбителей действует прежняя схема.

Подводные камни в «европротоколе»

Есть ли подводные камни в «европротоколе»? Разумеется, и их немало.

Для начала стоит повторить еще раз – «европротоколом» вы сможете воспользоваться только в том случае, если выполнены все (!) вышеназванные требования (2 авто, водители согласны, нет пострадавших, 25 000 руб.). Однако, если хотя бы у одного участника ДТП есть полис КАСКО, то, скорее всего, гаишника все-таки вызывать придется. Хотя тут все зависит от правил страховой компании, где покупался полис КАСКО, ведь некоторые допускают аварии, где сумма ущерба меньше $500 или, скажем, поврежден только один элемент. Помните – КАСКО это не ОСАГО. Это две совершенно разные вещи.

Но даже если вы выполнили все требования по «европротоколу», то и в этом случае страховщики могут отказать в выплате. Дело в том, что компании будут опасаться наплыва мошенников – опыт Франции показал, что количество попыток обмануть страховые компании значительно выросло сразу же после введения «европротокола». Поэтому страховщики, наверняка, будут требовать предъявить на осмотр машину виновника ДТП. А если второй водитель откажется приезжать в страховую компанию? Или он уже успел отремонтировать свой автомобиль?

А в случае отказа страховых компаний компенсировать ущерб водитель останется лишь с одним бланком, который, по сути, он сам же и заполнил. И для суда этого может быть явно недостаточно.

В общем, подавляющее большинство экспертов страхового рынка советуют пока не пользоваться «европротоколом» и оставить это дело на долю «экспериментаторов», которые не боятся сталкиваться с возможными проблемами.

И, наверное, только через полгода, а может, и позже, когда все нюансы работы по «европротоколу» будут отлажены, можно будет не вызывать ГИБДД на небольшие аварии. Ведь «европротокол», как и система прямого возмещения убытков, не является обязательным к выполнению. По словам страховщиков, это не более, чем дополнительный бонус. А воспользоваться им или нет, каждый решает сам.

Справка

Если у вас возникли вопросы по этим нововведениям, если вы попали в затруднительную ситуацию, звоните по телефону «горячей линии» Российского союза автостраховщиков: 8-800-200-22-75 (федеральный номер, бесплатный для всех регионов).

Владимир Баршев, Светлана Брайловская, «РГ», auto.mail.ru


Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст * сообщения:
Защита от спама *: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2022