«Как мне вести себя с ребёнком?..»
«Пока мой сын учился в начальной школе, где, как известно, оценки не выставляются, а поощрения и порицания раздаются чисто символически (у нас в школе, например, в виде «смайликов», «яблочек» и «клубничек»), все было хорошо. Но вот он принес первый настоящий табель с настоящими оценками. То, что я в нем увидела, меня шокировало: в основном это были двойки и тройки. Я не сдержалась, накричала на ребенка. А в ответ услышала: «Я учусь как могу, стараюсь, а ты ругаешь меня! Другие, между прочим, учатся еще хуже!» — и сын расплакался.
Теперь он боится мне показывать дневник, а я... я до сих пор в растерянности: где и что я упустила, что мальчик так запустил учебу? И что теперь делать: нанимать репетиторов по всем предметам сразу? Но главное: как мне вести себя с ребенком? Наказывать ли его за плохие отметки? Или, может быть, ввести систему материального поощрения за хорошие? Помогите найти к сыну правильный подход, а также подобрать правильные слова, чтобы он понял, как важно получить образование!» Анна.
«Любите своего сына любым!»
Вы правы, Анна. В первую очередь необходимо найти правильный подход к ребенку. Страх наказания рождает желание обманывать, но проблему он не решает. Ребенок замкнется, перестанет делиться с вами своими переживаниями, радостями и невзгодами. Но кто, кроме мамы, утешит и поможет маленькому человечку? Ваш сын самостоятельно учился (поэтому вы и не знали, есть ли у него в учебе проблемы – мнимые или действительные) и самостоятельно сделал вывод: он учится так, как может. Что ж, Анна, можете гордиться: вы вырастили маленького мужчину, способного принять решение и нести за него ответственность.
Но и мужчинам требуется помощь женщины. И вот здесь не следует перекладывать свою ответственность на плечи репетиторов (ни за что не поверю, что вы не сумеете сами помочь сыну-младшекласснику). Проявите внимание и любовь к ребенку, ведь только мать способна похвалить его так, что он почувствует гордость за достигнутые успехи, а если и покритикует, то так, что ребенок все равно будет чувствовать мамину любовь и заботу.
Для начала, Анна, проверьте, как ваш сын читает, понимает ли смысл прочитанного, способен ли логично пересказать текст. Если ребенок умеет выделять главное в тексте, отсекая второстепенные факты, то все не так страшно, как вам кажется. Возможно, проблема заключается в том, что сын старается выполнять домашние работы побыстрее, чтобы сэкономить время на что-то другое: спортивную секцию, музыкальную школу или просмотр телепередач. А при спешке ухудшается концентрация внимания, в результате появляются в работе «глупые» ошибки, которые влияют на оценку работы. Возможно, на уроке ребенок не прочь поболтать с соседом – вот и опять не все объяснения учителя услышаны и поняты, а разобраться дома самостоятельно не всегда получается.
Увидев табель ребенка, не отвечающий вашим ожиданиям, не торопитесь приводить в пример соседского мальчика, который учится исключительно на пятерки. У вашего сына может снизиться самооценка, появятся комплекс «неудачника», враждебность по отношению к этому отличнику. Вашу критику он воспримет не как стимул к улучшению своих достижений, а как завуалированную информацию: вы будете любить его, если он будет отличником, а из-за плохих оценок потеряет вашу любовь и уважение. А это самый короткий путь к неврозу, страху перед неудачами, избеганию любой деятельности, требующей напряжения. Даже если вам очень хочется отругать ребенка, критикуйте не его самого, не его умственные способности, а только поведение. Психологами доказано, что потребность в любви, в нужности другому одна из основных человеческих потребностей.
Я думаю, вам было бы неплохо поговорить и с классным руководителем сына. Учитель и родитель, объединив свои усилия, способны раскрыть внутренние ресурсы ребенка, сделать так, чтобы он получал радость от учебы, не испытывал дискомфорт на уроках. Учитель вам расскажет, часто ли отвлекается ваш сын, хорошо ли умеет переключаться с одного вида деятельности на другой. Если на уроке математики решали задачку, а потом начали решать примеры, в то время как ребенок все еще продолжает думать о задаче, то он попросту не успевает выполнить все задания, и опять это отражается на оценке.
Я уверена, Анна, что в ваших силах помочь сыну преодолеть возникающие трудности, неизбежные на пути взросления. Родительский труд, пожалуй, самая нелегкая на свете душевная работа. Любите своего сына любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.
Ирина Стасюк, психолог
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 05 (747) от 3 февраля 2009 года
Суд вернул дело «ГРИННа» следствию из-за многочисленных нарушений
Лотереи принесли курянам квартиру в Москве, машины и миллионы
Чихая, человек должен прикрываться не ладонями, а носовым платком
Если человек долго сидит за компьютером и пьет много кофе, у него может пострадать позвоночник