Ремню безопасности исполнилось 50 лет
Самому простому и действенному средству защиты автопассажиров – трехточечному ремню безопасности – в этом году исполняется полвека. За 50 лет службы ремень спас жизни более миллиона человек. И мог бы спасти еще больше, если бы, садясь в автомобиль, все – от водителя до заднего пассажира – пристегивались.
Появлением трехточечного ремня безопасности мы обязаны шведской фирме Volvo, а конкретнее инженеру Нильсу Болину. Болин, который до работы на Volvo занимался авиационной безопасностью в SAAB, пришел в Volvo по приглашению тогдашнего президента фирмы Гуннара Энгеллау.
Во второй половине 50-х годов на автомобилях Volvo использовался двухточечный диагональный ремень. Родственник Энгеллау, пристегнутый таким ремнем, погиб в ДТП. Дело в том, что пряжка двухточечного ремня располагалась как раз на уровне грудной клетки и при столкновении повреждала внутренние органы, вместо того чтобы защищать их.
Болин предложил простую и в то же время эффективную конструкцию: его ремень удерживал одновременно и верхнюю, и нижнюю части туловища и мог пристегиваться и расстегиваться одной рукой. В пристегнутом положении ремень Болина напоминает букву V. В отличие от другой конструкции трехточечного ремня (в виде буквы Y) V-образный ремень надежно крепится к полу и не смещается под нагрузкой.
Но и 50 лет спустя появления ремня Болина его использование так и не стало привычкой для всех, кто пользуется автомобилем. В буклете, посвященном юбилею, Volvo приводит страшные цифры. На Сахалине пристегивается только каждый 25-й водитель! Неудивительно, что в России на дорогах ежегодно погибает 30 тысяч человек.
Надо понимать, что ремень защищает не только при лобовых столкновениях, но и при других типах ДТП, например, при переворачивании. Остаться на месте при аварии – это уже во многом остаться в живых. Ведь 75 процентов тех, кого выбросило из машины, гибнут. В целом же использование ремня на 50 процентов, то есть вполовину, снижает риск погибнуть или получить серьезные травмы.
Пользоваться ремнем обязательно также и задним пассажирам. Простой пример: если человек не пристегнут, столкновение на скорости всего 50 км/ч равносильно для него падению с третьего этажа. Ремень снижает эту скорость до 7 км/ч! Водитель обязан настаивать, чтобы все пассажиры – и передний, и задние – пристегивались. Потому что непристегнутый задний пассажир подвергает опасности не одного себя, а всех окружающих.
Ремень, кроме того что он должен быть пристегнут, должен быть пристегнут правильно. Правильно это так: ремень располагается вдоль груди, как можно ближе к шее. Это важно, поскольку плечевая и грудная части туловища принимают на себя основную силу удара. Нижняя часть ремня удерживает таз, а ни в коем случае не живот, поэтому ремень должен опоясывать бедра. Застегнув ремень, обязательно натяните его. Ремень следует располагать как можно ближе к телу. А ни в коем случае не поверх куртки или пальто.
В Швеции, где ремнем пристегиваются свыше 90 процентов населения, показатели дорожной смертности самые низкие в Европе. Массовое использование детских кресел или специальных подушек для обычных сидений, привело к тому, что в 2008 году в ДТП погибло всего 19 детей. В России ежегодно на дорогах гибнет свыше 1000 детей. Даже с учетом более чем десятикратной разницы в населении между Россией и Швецией, это колоссальная цифра.
Звучит немного пафосно и банально, но первый шаг к снижению травматизма и смертности на дороге должны сделать мы сами. Пристегнуться самим, усадить в правильно установленное детское кресло ребенка.
Роман Полоник, «РГ»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 05 (747) от 3 февраля 2009 года
Суд вернул дело «ГРИННа» следствию из-за многочисленных нарушений
Лотереи принесли курянам квартиру в Москве, машины и миллионы
Чихая, человек должен прикрываться не ладонями, а носовым платком
Если человек долго сидит за компьютером и пьет много кофе, у него может пострадать позвоночник