Алексей Волков: «Коррупция не в кабинетах, а в головах»
Предлагаем вашему вниманию интервью Алексея Волкова, председателя Комиссии Государственной думы РФ по законодательному обеспечению противодействия коррупции, которое он дал журналу «Антикоррупционер».
– Алексей Николаевич, каковы цели и задачи комиссии?
– Как следует из названия самой комиссии, основная ее задача – законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Мы проводим экспертизу законопроектов для выявления положений, которые могут способствовать возникновению и распространению коррупции, вырабатываем предложения по совершенствованию федерального законодательства в соответствующей области, изучаем опыт – отечественный и зарубежный – в области противодействия коррупции.
Основу комиссии, созданной в конце мая 2008 года, составляют депутаты от партии «Единая Россия». В работе комиссии принимают участие также эксперты, профессионалы высокого класса из представителей других партий, представленных в Госдуме. Мы взаимодействуем с органами власти, правоохранительными структурами, региональными законодательными собраниями для выявления коррупционных правонарушений, преступлений, а также для их профилактики. Работа проводится в плотном контакте с Генпрокуратурой РФ, МДФ, экономическими министерствами и другими структурами, оказывающими нам информационную и экспертную поддержку. Комиссия проводит парламентские слушания, круглые столы по проблемам противодействия коррупции. Вот такой вкратце круг обязанностей.
– Нельзя ли подробнее раскрыть механизмы вашей работы? Например, что такое круглые столы в работе комиссии, как вы их готовите, какую пользу они приносят?
– Недавно мы провели круглый стол «Законодательное обеспечение противодействия коррупции как инструменту рейдерского захвата собственности в Российской Федерации». На наших слушаниях не раз отмечалось, что рейдерские захваты предприятий и их собственности – одно из наиболее опасных и неразрывно связанных с коррупцией явлений. Они способствуют криминализации экономики, недополучению налогов и снижают инвестиционную привлекательность страны. Препятствуют нормальной предпринимательской деятельности, снижают уровень конкуренции, мешают развиваться малому и среднему бизнесу. В ходе подготовки к этому круглому столу мы попросили все ветви власти, министерства и ведомства, общественные организации и отдельных пострадавших подготовить свои соображения и предложения.
Мы много говорим об экономике, о движении вперед, новых технологиях... Когда же людям заниматься этим, если им приходится всеми правдами и неправдами отбиваться от насевших на них рейдеров? Это важнейшая проблема в нашем государстве. Сегодня сотни предприятий перетягиваются из рук в руки. Во многих случаях власти в регионах становятся на ту или иную сторону, часто на сторону рейдеров. В результате такого «перетягивания каната» экономика страны проседает. Вместо того, чтобы развиваться, совершенствовать свое производство, конкурировать – хотя бы внутри страны, не говоря уже о зарубежной конкуренции – предприятия вынуждены годами бороться с рейдерами, оставаясь практически парализованными. Для нашей экономики, становления демократического государства, развития всех ветвей власти это – страшная проблема. И мы будем работать над соответствующим законопроектом.
– В том, что касается законодательства РФ, его корректировки, совершенствования работы невпроворот. Какие конкретно проблемы в этой области решает комиссия?
– Недавно, например, мы подготовили заключение по законопроекту «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Речь идет о системе электронных платежей за телефон, коммунальные услуги и т. д. Это, кстати, серьезный вопрос. Два депутата вышли с законопроектом, цель которого – узаконить систему. Поскольку она сегодня в стране никак не узаконена, значит, не определена и система взаимоотношений между поставщиком услуги и агентом, субагентом. А ведь дело касается безналичного расчета, налоговых платежей, продажи денег каким-то организациям для получения «черного нала», что способствует коррупции и может использоваться в финансировании терроризма.
Без четкого законодательного обеспечения возникает и повод для мошенничества. Два года назад в одном из северных городов некие фирмочки установили автоматы в день получки, и в последующие 2–3 дня, когда люди обычно оплачивают коммунальные и другие услуги, были самые большие сборы. Получив их, фирмочки исчезли. Сегодня огромная часть населения пользуется электронной системой платежей, и проблема эта серьезная. Мы рассматриваем этот законопроект прежде всего с точки зрения предупреждения возможных лазеек для коррупции.
– Что, на ваш взгляд, принципиально нового в антикоррупционных законопроектах, предложенных Президентом РФ? Насколько они усилят противодействие коррупции?
– Мы рассматривали эти законопроекты на нашей комиссии. Там на самом деле много нового. Первое – дано определение коррупции, пусть и не всем оно нравится. Второе – намного увеличен круг чиновников, в том числе в военной и правоохранительной сферах, которые должны ежегодно отчитываться, заполнять декларации о своих доходах. У нас раньше отчитывались депутаты и судьи, а теперь и сотрудники военных и правоохранительных органов. Для них также определен круг родственников, которые тоже должны отчитываться о доходах. Это вопрос деликатный, нельзя допустить «охоты на ведьм», у нас было такое печальное советское прошлое. Может быть, поэтому указаны только муж-жена и несовершеннолетние дети. Один из законопроектов касается непосредственно членов правительства и декларирования ими доходов.
Кроме того, мы приводим законодательство в соответствие с нормами международного права. Речь идет о ратифицированных Россией в 2006 году двух международных конвенциях: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. До сих пор у нас по УПК РФ особый порядок возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности распространяется на 9 категорий лиц. Теперь (пока предварительно) список сокращается, а для тех, кто остается в списке, упрощается этот порядок.
Считаю важными и новые положения, касающиеся отыскания собственности. Ведь у нас расписывают ее на кого угодно и как угодно. Теперь для ее отыскания в определенных случаях будет позволено привлекать оперативные службы, используя закон об оперативно-розыскной работе, совершать оперативно-розыскные действия, в том числе за границей. Есть люди, которые считают, что таких норм внесено недостаточно. По-моему, даже в нынешнем виде законопроект очень полезен.
Активную работу по совершенствованию этих законопроектов вела наша комиссия, комитеты Госдумы, общественные организации, юристы. Их внесение – большая профилактическая мера, и, надеюсь, определенный сдвиг в усилении противодействия коррупции произойдет. Но есть одна опасность. У нас принимаются законы, а потом во исполнение этих законов готовятся инструкции министерств и ведомств, которые зачастую так накручены, что ничего невозможно сделать иначе как за взятку, не «отблагодарив» чиновника.
Я недавно был на совещании Торгово-промышленной палаты, где выступали некоторые представители бизнеса. В строительстве, например, от времени получения участка до завершения всей процедуры согласования – по закону! – может пройти до 4 лет. Представляете? Все же изменится за это время. А про ситуацию с таможней люди рассказывали просто дичайшие вещи... Все-таки надеюсь, что ситуация будет улучшаться. Президент сам возглавил это направление, воли и желания у него, как мне кажется, хватит.
– Основные направления противодействия коррупции президент изложил в Послании Федеральному собранию...
– Там сказано относительно немного, но это очень важная составляющая антикоррупционной деятельности. В нашей стране не хватает парламентского контроля за исполнительной властью. Второй момент – воспитание гражданского общества, где огромную роль играют СМИ и общественные организации. Надо дать им возможность по-настоящему проводить общественный контроль, чтобы сделать всю исполнительную власть и принимаемые ей решения прозрачными. Это самое сильное направление, которое приведет к снижению коррупции. Мы можем ужесточать санкции до бесконечности и до бесконечности увеличивать зар-платы чиновникам, все равно соблазн останется. Помните, даже двух президентов Южной Кореи привлекали к ответственности, а уж с нашим менталитетом...
Избрали, допустим, на 4 года главу муниципального образования. Он пришел со своей командой, они потратились на выборы, выборы ведь бесплатными не бывают. У них есть минимум 4 года, за это время нужно себя обеспечить: зарплата маленькая, и нет уверенности в будущем, уверенности в том, что будет хорошая пенсия. Во многих странах люди, уйдя на пенсию, живут настоящей интересной жизнью, путешествуют по миру, получают от жизни удовольствие. У нас обязательно должно быть так же.
Там, где уровень коррупции терпим для общества (например, в скандинавских странах или в Сингапуре), в первую очередь действует нетерпимость самого общества к этому явлению. У нас же, по различным опросам общественного мнения, чуть ли не 50% населения с ней смирились и готовы давать взятки, чтобы быстрее решить свои вопросы. На встречах с избирателями я понял, что многие родители, даже и в мыслях не держат, что их дитя может поступить в институт без денег. Заранее планируют, кому и сколько отнести... Везде страшное неверие в правоохранительные и муниципальные органы, систему образования. Просто не верят, что кто-то где-то что-то делает бескорыстно только потому, что это его работа. Если взятку вымогают, это одно, а если сам даешь – уже другое. Перефразируя булгаковского профессора Преображенского, скажу, что коррупция не в кабинетах, а в головах. И ее нужно оттуда выбивать.
– Поступают ли к вам обращения и предложения от граждан и общественных организаций?
– Посмотрите, я всего 3 дня был в командировке, а весь стол уже завален. Обращений поступает огромное количество. Больше, конечно, по конкретным делам: рейдерство, незаконные решения судов (хотя на суд мы влиять не имеем права), жалобы на правоохранительную систему. Есть и очень дельные предложения. Вот сейчас читаю одно предложение по обслуживанию населения предприятиями, как это раньше называлось, горгаз. Умнейшее предложение, которое мы, безусловно, будем использовать в своей работе. Много пишут юристы, представители бизнеса. Есть много граждан, которые не просто жалуются, а дают умные обобщенные предложения, и я им за это благодарен. Это мы обязательно используем в законодательной деятельности. К нам обращается немало талантливых и прекрасно разбирающихся в ситуации людей. С их помощью мы рано или поздно наведем порядок в нашем государстве.
Журнал «Антикоррупционер», №2, 2008 г.