Курянки плетут одежду из пенькового шнура
Пятеро мужчин в смешных париках и необычных костюмах, сплетенных из веревок, вышли на подиум. Публика и жюри полуфинала «Русский силуэт», проходившего в Курске 5 декабря, были поражены коллекцией «Тень на плетень» двух молодых курянок Ирины Морозовой и Ольги Бовшик. Свитера, накидки, лейки, очки и даже часы – все было сделано из крупных веревок.
Работали до мозолей
«Я удивилась, что эту коллекцию сделали девушки», – сказала Татьяна Михалкова, награждая двух талантливых дизайнеров из Курска. Неудивительно, что Татьяна Евгеньевна ожидала увидеть в создателях «Тени на плетени» мужчин. Во-первых, все модели мужские, во-вторых, сплести одежду из крупных веревок – тяжелое испытание для нежных женских ручек.
«Идея создать коллекцию из макраме посетила нас случайно, – рассказывают Оля и Ира, – ведь мы даже не умели плести». Подбирая тему для коллекции на конкурс, девушки перерыли гору модных журналов. Долгосрочные прогнозы всех ведущих мировых дизайнеров на предстоящий год говорили о том, что в моде будет одежда из трикотажа крупной вязки. «И вдруг нас будто осенило – материю же можно сплести! Макраме – вот, чем можно удивить жюри», – вспоминают курянки.
Нарисовали эскизы – на рисунках модели выглядели очень красиво. Однако воплотить задуманное в жизнь оказалось непросто. Сразу решили, что вся коллекция будет мужская – с ней легче выделиться на подиуме, поскольку основная часть конкурсантов шьет на женщин. Плести одежду из тонких веревок, как в настоящем макраме, пришлось бы очень долго. К тому же Оля и Ира хотели создать что-то грандиозное, необычное и величественное. Поэтому возникла идея сплести одежду из крупных веревок – пенькового шнура. Его закупали на шпагатной фабрике. На коллекцию ушло в общей сложности полкилометра веревок разного размера – от тончайшей до двух сантиметров в диаметре.
Плести макраме девушек научила мама Ольги. Работали по ночам, как героиня сказки Андерсена про 12 лебедей, только вместо крапивы – грубые веревки, что, впрочем, ненамного легче. «Истерли все пальцы в кровь, заработали мозоли – такими грубыми оказались веревки, – вспоминают девушки. – Иногда надевали перчатки, но постоянно в них работать было неудобно. Ведь порой требовались тончайшие движения и точность». Так как тема коллекции была фольклорной, девушки распилили баян и оплели его веревками – получился абсолютно эксклюзивный аксессуар.
Концы веревок пришлось склеивать. На это ушло 8 тюбиков «Момента». «Когда приходили в магазин за очередной партией клея, продавщицы на нас уже смотрели с удивлением», – улыбается Ольга. Помимо одежды девушки придумали много эксклюзивных аксессуаров. Например, не сразу догадаешься, что за обувь надета на их моделях. При близком рассмотрении оказывается, что это галоши, обклеенные блестящими стразами.
Научилась держать карандаш в 13 лет
«Все началось, когда я в седьмом классе сходила на курский полуфинал конкурса «Русский силуэт», – рассказывает Ирина Морозова. – Необычные костюмы, невообразимые наряды, ничего похожего я раньше не видела. Действо на подиуме произвело на меня огромное впечатление, решила: «Хочу быть модельером».
Ирина признается, что до этого момента никаких художественных наклонностей в ней не наблюдалось. В детстве занималась гимнастикой, танцами, поэтому, чтобы поступить в КГУ на худграф, пришлось изрядно потрудиться. «Даже не умела правильно держать карандаш в руке, – вспоминает курянка, – ведь при рисовании его нельзя держать как ручку. После двух лет занятий с репетиторами попала на отделение «Дизайн костюма». Многие отговаривали, предлагая пойти на более престижное «Графический дизайн» – мол, это сейчас востребованнее, особенно компьютерная графика. Но я решила, не заработаю много денег, зато буду заниматься, чем нравится».
В отличие от подруги у Оли с детства обнаружились способности к рисованию, поэтому родители отвели девочку в художественную школу, которую она благополучно закончила и поступила на худграф. Там девочки встретились, подружились и стали творить. В первый раз Ольга и Ирина участвовали в «Русском силуэте», учась на втором курсе, но успеха не добились. «Наверное, тогда мы были еще совсем не подготовлены, – признаются дизайнеры. – Спустя два года обучения в университете многое узнали, поняли, как строить коллекцию, какие модели должны выходить первыми, и какие потом, какой должна быть сопровождающая музыка. Ее мы тоже подбирали сами – нашли совершенно случайно у подруги. Кстати, с моделями-мужчинами оказалось работать намного проще. Они не с такими претензиями, нежели девушки, и выполняли все наши просьбы».
Геппа посмеялась над коллекцией
И все-таки одна деталь костюмов мужчин немного смутила. Парики с женской прической «флора», которые девушки с трудом нашли на Центральном рынке, вызвали у них гомерический смех. «Если честно, не у них одних, – вспоминают конкурсантки. – Перед полуфиналом у нас был просмотр-примерка с Верой Геппа. Она осматривала представленные коллекции, высказывала свое мнение. На подиум вышли наши модели, и вдруг все стали смеяться. Мы сначала испугались, но потом поняли, что это была лучшая оценка».
На конкурсе за кулисами девушки встретили свою коллегу, финалистку «Русского силуэта» Катю Ребежа. «Она подошла еще до объявления победителей, поздравила нас, подарила два маленьких брелока из Франции и сказала: «Вас ждет Париж», – рассказывают Оля и Ира. – С испугом, волнением и французскими сувенирами, зажатыми в ладонях, вышли на награждение. Теперь это наши талисманы, поедут с нами в Москву».
Сейчас главная цель курянок – в финале «Русского силуэта» попасть в первую десятку. Ведь финалистов ждут стажировки у известных дизайнеров, интересные предложения, приглашения – дорога в будущее. «Для московского финала хотели создать шестую модель, но нам не разрешили, – сожалеют девушки. – Сказали, можно только пять. Но мы все равно придумали одно дополнение к коллекции – необычный аксессуар. Что это – пока не будем раскрывать секрет».
Елена ДЯТЛОВА