Курянин создал свою «Эйфелеву башню»
На прошлой неделе в Москве был открыт памятник выдающемуся русскому инженеру, нашему земляку Владимиру Шухову. Он установлен на Сретенском бульваре, где любил гулять выдающийся изобретатель, давший миру массу известных разработок. Немногим курянам о нем известно.
Гений инженерной мысли
Владимир Шухов – ученый-универсал, почетный академик Академии наук СССР, Герой Труда. Его гений проявился во многих отраслях. Среди разработок знаменитого инженера – своды ГУМа, ЦУМа, столичного Почтамта, Казанского и Киевского вокзалов, знаменитая Шуховская радиобашня в Москве. Он создал уникальные сооружения для нефтяной и газовой промышленности. Разработал металлическую буровую вышку, используемую до сих пор, металлический резервуар для хранения нефти. По его проектам изготавливали паровые насосы, строили мосты Средне-Сибирской железной дороги.
Родился Владимир Шухов в августе 1853 года в Курской губернии – в небольшом городке Грайворон, ныне относящемся к Белгородской области. Отец его был городничим, мать Вера Пожидаева имела усадьбу в Щигровском уезде. Там, в деревне Пожидаевка, прошли детские годы Владимира и проявилась его тяга к конструированию. То, используя старые трубы, мальчик устроит у дома настоящий фонтан, то, запрудив ручей, соорудит небольшую, но отлично действующую водяную мельницу...
В 1863 году Шухов поступил в 5-ю петербургскую классическую гимназию. Своим педагогам он запомнился тем, что, будучи учеником 4-го класса, нашел собственное логичное и краткое доказательство теоремы Пифагора. Продолжил учебу Владимир в Императорском Московском техническом училище. Будучи студентом первого специального класса, он разработал конструкцию паровой форсунки для сжигания жидкого топлива и изготовил ее опытную модель в мастерских училища. Первое практически ценное изобретение Шухова высоко оценил ученый Дмитрий Менделеев, и даже поместил изображение форсунки на обложку своей книги. Принципы этой конструктивной системы используются и поныне. По свидетельству специалистов, шуховская форсунка еще в то далекое время была не только экономичной, но и решала экологическую проблему наиболее безопасного для окружающей среды сжигания нефти.
В 1876 году Владимир Григорьевич окончил ИМТУ с золотой медалью. В знак признания выдающихся способностей его освободили от защиты дипломного проекта и премировали как лучшего выпускника училища годичной командировкой в США. Вернувшись, Шухов поступает на работу в проектное бюро. Но летом 1877 года из США приезжает некто Бари, разыскивает его и увозит в Баку, где только начиналось бурное развитие нефтяного дела.
Человек-фабрика
Выполняя заказы компаний братьев Нобель, Лианозова, Шибаева и других, Шухов сумел в короткий срок на строго научной основе разрешить труднейший комплекс вопросов, связанных с добычей, хранением, транспортировкой и переработкой «черного золота». Изобретенные им совершенные конструкции резервуаров, трубопроводов, насосов, нефтеналивных судов, нефтеперегонных аппаратов намного опередили свое время, теории их разработки признаны классическими, а формулы расчета вошли во все учебники и справочники. Начатые в Баку исследования Владимир Григорьевич продолжил уже в Москве, где окрыленный успехом Бари в 1880 году основал свою проектно-строительную фирму. Возглавил ее Шухов.
Сотрудники часто называли его «человеком-фабрикой». Читая его рабочие тетради-дневники, нельзя не поражаться: почти каждый день в них – новый заказ, новая тема. Так, на рубеже 1880–90-х годов инженер одновременно работал над тремя проектами, каждый из которых, будь он даже единственным в его биографии, мог принести славу и почет на всю жизнь. Именно в то время Шухов изобрел знаменитые паровые водотрубные котлы, совершившие переворот в теплотехнике и отапливавшие в течение многих десятилетий всю Россию, составил фундаментальный проект водоснабжения Москвы и оформил один из главных своих патентов – на «приборы для непрерывной дробной перегонке нефти». Иначе говоря, на крекинг-процесс, позволивший в промышленном масштабе при простейшей аппаратуре получать высококачественный бензин.
Гиперболоид инженера Шухова
С начала 1890-х годов развернулась исключительная по своему новаторству деятельность Владимира Шухова в индустриальной архитектуре. Именно там его гений выразился наиболее зримо, а имя стало широко известно за пределами промышленной сферы. Курянина признали не только «величайшим инженером мира», но и выдающимся «художником в конструкциях».
В 1893 году посетители Верхних торговых рядов в Москве (ныне – ГУМ на Красной площади) могли любоваться шуховскими перекрытиями. Он так искусно спроектировал крышу, что конструкций, которые её держат, практически не видно. Многотонная крыша и купол площадью в 11 тысяч квадратных метров выглядят столь изящными и лёгкими, что снизу кажутся «паутиной». В 1896-м на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Шухов продемонстрировал павильоны с уникальными висячими и арочными системами покрытий и изумительную по красоте водонапорную башню в форме кругового гиперболоида – прообраз Шаболовской телевышки.
Тогда же Владимир Григорьевич подал заявку на привилегию «Ажурная башня». В ней говорилось: «Сетчатая поверхность, образующая башню, состоит из прямых деревянных брусьев, брусков, железных труб, швеллеров или уголков, опирающихся на два кольца: одно вверху, другое внизу башни; в местах пересечения брусья, трубы и уголки скрепляются между собой. Составленная таким образом сетка образует гиперболоид вращения, по поверхности которого проходит ряд горизонтальных колец. Устроенная вышеописанным способом башня представляет собой прочную конструкцию, противодействующую внешним усилиям при значительно меньшей затрате материала». Так появился «гиперболоид инженера Шухова».
Водонапорная башня на Всероссийской выставке 1896 года стала настоящей сенсацией. Гиперболоидные башни на удивление всем монтировались только из прямолинейных брусьев и не содержали ни одного гнутого элемента. Они нашли применение в качестве водонапорных башен, маяков и корабельных мачт. Их установили на большинстве судов ВМФ США и двух русских броненосцах – «Андрей Первозванный» и «Император Павел I».
Создал первую в стране телебашню
Знаменитая Шуховская башня, вошедшая в историю как эмблема советского телерадиовещания, была построена в 1922 году. Тогда она была самым высоким сооружением в стране. Разработанный Шуховым в феврале 1919-го проект предусматривал строительство 9-секционной гиперболоидной башни высотой 350 метров. То есть на 45 метров выше Эйфелевой башни в Париже. При этом наша оказалась и втрое легче. Но для осуществления проекта в разоренной России не нашлось материалов и средств. Пришлось «урезать» конструкцию. В окончательном варианте она была запроектирована в 148,3 метра высотой.
В 30-е годы башню стали использовать для экспериментальных передач первых советских телепрограмм. До открытия в 1967-м высотной телебашни в Останкино Шуховская была главным трансляционным и ретрансляционным узлом всех радио- и телепрограмм. Сейчас она объявлена памятником отечественной промышленной архитектуры и инженерной мысли и охраняется государством. Ее круглый конусный корпус состоит из 6 секций высотой 25 метров каждая. Трудно в это поверить, но строительство велось без лесов и подъемных кранов. Верхние секции по очереди собирались внутри нижней, при помощи блоков и лебедок поднимались друг на друга. Шуховская башня – признанный шедевр мирового инженерного искусства. Так, в каталоге проходившей в парижском Центре Помпиду выставки «Искусство инженерии» ей было посвящено шесть страниц, Эйфелевой – только четыре. Эти высотные символы двух столиц часто сравнивают.
Трагическая смерть
Во второй половине 1920-х Шухов восстанавливал разрушенные мосты, построил и около 500 новых, в частности, через Волгу, Оку, Енисей, прокладывал магистральные нефтепроводы, строил цеха заводов-гигантов, поднимал затонувшие суда... Он спроектировал более 40 типов подводных мин, создал принципиально новую конструкцию платформы для тяжелых артиллерийских орудий, которые, кроме своей основной функции, служили и для передвижения пушек, крутящую сцену МХАТа. Наш земляк сделал сотни изобретений, но запатентовал лишь около двух десятков. Было некогда...
Погиб конструктор в результате несчастного случая. Случайно пролив на рубашку одеколон, он опрокинул свечу. Ожоги были очень сильными. Спустя пять дней, 2 февраля 1939 года, Шухов умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Автор монумента изобретателю, открытого на Сретенке, – скульптор Салават Щербаков. Шухов изображен в бронзе, в полный рост с рулоном чертежей и в накинутом на плечи плаще. Вокруг установлены бронзовые скамейки, две из них – в форме расколотого бревна с лежащими на них тисками, молотками и другими столярными инструментами. Еще одна скамейка – конструкция из колес и зубчатых передач. Надпись на монументе: «Инженер Шухов». Это звание наш земляк считал самым главным.
Сергей ЛЕТОВ