Как справиться с детскими кризисами
Как часто, глядя на наших бунтующих детей, окружающие, качая головой, говорят — ох, у него кризис. А обеспокоенные родители воспринимают это как личное оскорбление. Но само понятие кризиса не несет негативной окраски. Просто эти состояния часто сопровождаются проявлением негативных черт поведения. Родителям важно понять, что кризис — это норма, это хорошо, закономерно и необходимо.
Это переход малыша на следующую ступеньку. И, наоборот, если ребенок не проживает кризис, это может быть тревожным сигналом. Кризис это революция, когда малыши уже чувствуют, что могут больше, а взрослые еще не готовы предоставить им свободу. Главная задача родителей — знать, как правильно реагировать на такое поведение крохи, чтобы кризис не перерос в постоянные проблемы в общении с ребенком, и принять перемены, которые происходят с ними.
2–3 года: переборчивые плаксы. Как проявляется кризис?
Самостоятельностью. С 2 лет формируется личностный уровень развития, и в это время в речи ребенка появляется первое Я. А вместе с ним и первое осознанное «Я сам». Кроха категорически отказывается принимать чью-то помощь: сам ест, сам одевается, сам чистит зубы. Родителям нужно ввести понятия «опасно» и «безопасно». Все, что не угрожает здоровью ребенка, вы можете смело доверять ему сделать самому. Но иногда он настаивает на невозможном, например, берет в руки нож, видя, как вы им ежедневно орудуете. Вы можете сказать: «Я знаю, что у тебя получится справиться с ножом, но я волнуюсь, ведь я так люблю твои ручки — давай это сделаем вместе». Таким образом вы и объясните ребенку причину своей тревоги и позволите сделать желаемое.
Истеричностью. Самая частая ситуация в этом возрасте — истерика, причем по любому поводу. Бороться с таким доводом, как слезы трудно, особенно если в магазине ребенок падает на пол и требует срочно купить ему трактор, по размерам не намного и меньше настоящего «царя полей». Важно понимать, что это временно! Наши крохи часто устраивают такие концерты в людных местах, и маме нужно знать, как правильно действовать.
Главное — успокоиться! Если вы подходите к такому воспитательному моменту эмоционально, считайте, что вы проиграли, и в следующий раз истерика будет еще громче. Ребенок испытывает вас на прочность, а вы комплексуете, что скажут окружающие. Помните, что это ваши отношения с ребенком и чужие люди тут не при чем. В таком случае вам нужно опуститься к уровню глаз малыша и спокойно сказать то, чего никак не ожидает кроха: «Малыш, когда ты так орешь, у меня в ушах свистит миллион громких свистков!» или «Во время такого крика с крыши магазина улетели все слоны». Это переключит внимание ребенка с истерики на заинтересовавший его предмет, и конфликт будет исчерпан!
В награду за хорошее поведение купите вместо желанного трактора аналог поменьше. Если такие отвлекающие маневры уже не помогают, воспользуйтесь «мешочком для крика», который всегда должен находиться в вашей сумке. Это может быть обычный яркий пакет, в который малыш сможет выкрикивать все «сердилки, вреднюги, нехотелки, обижалки, боялки и т.д.» Так вы поможете себе и ребенку справиться с вербальным (словесным, звуковым) напряжением и «освободить» внутреннее пространство для чего-то более продуктивного.
Переборчивостью. В этом возрасте многие малыши становятся очень разборчивыми. Например, в выборе одежды. Совершенно бесполезно уговаривать капризную двухлетку поменять платье на брючки. Похолодание для нее — не аргумент. Из принципа и из желания доказать маме свою «взрослость» и самостоятельность она будет стоять на своем до конца. Пойдите на хитрость — позвольте ей надеть любимую вещь, а сверху утеплите ребенка кофточкой.
Кроме этого, в этом возрасте детки часто превращаются в «малышей наоборот». Они могут говорить на черное — белое, что днем темно... и если вы пытаетесь переубедить, показываете какую-то эмоцию — это поведение закрепляется. Малыш теперь знает, где у вас «кнопка», и будет на нее нажимать (манипулировать вами). Чтобы этого не происходило, поиграйте с ним в игру «наоборот» — скажите «ни в коем случае не переодевай ботиночки», «ни в коем случае не мой руки» (конечно, мы предупреждаем ребенка, что это игра).
Негативизмом. Если на все ваши предложения вы слышите короткое «НЕТ», знайте, что в ребенке уже зреет маленькая независимая личность. Это вариант уже известного нам «Я сам». Конечно, со всеми этими «нет» очень сложно справиться, есть большое искушение их подавить, настоять на своем. Но подавленный ребенок становится либо чересчур послушным, либо бунтарем. Если вы хотите, чтобы наша детка выросла гармоничной личностью — именно в этом возрасте придется научиться договариваться. Говорите с малышом от себя: не «когда же ты наконец-то », а «мне неприятно, когда ты так со мной разговариваешь». Когда мы говорим о своих чувствах, мы сами успокаиваемся и даем ребенку новую модель поведения.
Упрямством. Соседский мячик ему даром не нужен, тем более, что у него такой же есть. Но вот требовать этот мячик он будет с утра и до позднего вечера. Малыш настаивает на чем-то не потому, что ему просто хочется, а потому, что он уже сказал и не хочет отказываться от своих слов. И теперь отступать некуда, ведь с его мнением должны считаться. Но не обижайтесь и не злитесь на него. А лучше сбалансируйте ласку и строгость. Ведь именно вы приучили его к тому, что любое его желание — как приказ. И ему не понять, что для вас он вырос и вы изменили систему требований.
Наглядным примером такого поведения малыша будет его отказ от еды, с которым борются многие мамы 2-леток. Если вы зовете его сами, то ребенок может сопротивляться. Попробуйте превратиться в Добрую фею: притроньтесь к малышу волшебной палочкой (фломастером, карандашом, половником) и превратите его в «Обжорку». Он не сможет отказаться от новой роли и с удовольствием поест. Кроме того, ребенка раннего возраста можно легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить после еды поиграть с ним в любимую игру — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается, послушно открывает рот, а потом с удовольствием занимается новым делом.
Обесцениванием. Для ребенка обесцениваются его любимые игрушки, стереотипы поведения, зачастую, кстати, навязанные усердными бабушками и дедушками. Все это попытки показать, что у него уже есть свой выбор. Он может выбрасывать все купленные игрушки, категорически отказываться от любимой одежды. Поддержите его «взрослость»: звоните ему по телефону, спрашивайте совета, делайте «взрослые» подарки (шариковую ручку, зонт, ремень для брюк или набор детской косметики для маленькой принцессы).
Татьяна Приходько, продолжение в следующем номере
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 40 (730) от 7 октября 2008 года
Чтобы быть стройным, в рационе должны присутствовать объемные и низкокалорийные блюда