МВД предлагает оставлять регистрационные знаки за водителями или машинами пожизненно
Уже в 2009 году в системе регистрации автомобилей можно ожидать больших перемен. Об этом заявил недавно начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов.
Вместо трех цифр – четыре
Если в 2007 году в России прибавилось 1,8 млн. автомобилей, то к концу этого года ожидается пополнение парка еще почти на 3 млн. Все эти машины требуют новых регистрационных знаков. Однако те номера, которые сегодня вешаются на машины, скоро закончатся. Емкость знака «Буква-три цифры-две буквы» – 1,8 млн. единиц. Еженедельно только в Москве выдается около 20 тысяч новых номеров.
При продаже автомобиля его необходимо снимать с учета. Соответственно, ранее выданные номера уничтожаются. Затем машина ставится на учет и выдаются новые номера. Следующая сделка с машиной – та же процедура. По данным департамента, пять из шести регистрационных действий проводится с автомобилями, бывшими в употреблении.
Чтобы увеличить запас номеров, требуется изменить ГОСТ. Поначалу предлагается ввести знаки, в которых число цифр будет увеличено до четырех. Емкость такого знака составит уже 16–17 млн. единиц. В ГАИ считают, что такой запас сможет надолго избавить от головной боли с дефицитом номеров.
Однако со временем проблема вернется снова. Значит, нужно уже сейчас найти решение, которое продлит срок работы номеров.
Каждому номеру – хозяина
Потому возникло предложение – выдавать номер не на конкретный автомобиль, а на его владельца. Подобный опыт есть в разных странах, в том числе в Китае. Там, перед тем как купить машину, будущий автовладелец должен сначала купить на нее номер. Эта довольно дорогостоящая процедура занимает еще массу времени. Населения много – номеров мало. Потому при всей доступности автотранспорта стать автовладельцем в Китае непросто.
Для России этот опыт может оказаться не лучшим. Скажем, если у человека два или три автомобиля, что ему делать: перевешивать знак с одного на другой или все-таки получать три номера? Если знак кочует с машины на машину, возникает проблема со сбором налогов: разная мощность автомобиля – разные налоговые ставки. Возникает и вопрос с доверенностями. Но есть у этой системы и плюсы: гораздо проще будет решаться вопрос со сбором штрафов, если нарушение зафиксировано камерой. Номер ведь закреплен за человеком, а не за машиной.
Каждой машине – свой номер
Как более совершенный вариант гаишники предлагают рассмотреть другой способ регистрации. А именно – закрепление номера непосредственно за автомобилем.
Каждая машина имеет свой срок жизни. В среднем 10-15 лет. За этот срок она успевает сменить до пяти хозяев. Если у нее будет один знак на всю жизнь, то запас номеров сохранится на довольно длительное время.
Предлагается такой механизм. Вы купили машину, пошли в ГИБДД и поставили ее на учет, получив номер. Года через три решили сменить автомобиль и продали его. При этом вам не нужно ехать снимать его с учета. Так с номерами и продали, только либо вы, либо новый собственник должны заявить в свое отделение ГАИ о смене владельца. Там покупателю заменят лишь свидетельство о регистрации, где будет указан новый хозяин. Но знак останется тем же.
Тут остается лишь один вопрос: необходимо законодательно обязать нового автовладельца перерегистрировать машину на себя. Сегодня в правилах регистрации прописано, что машину необходимо зарегистрировать в течение 5 дней. Но это требование не всегда выполняется. В ГАИ считают, что нужен федеральный закон. Ведь если новый автовладелец не поставит машину на учет, то и налоги, и штрафы будут приходить старому хозяину.
Для введения «вечных» номеров необходимо пересмотреть и сами номера. Ведь если знак рассчитан на всю жизнь машины, то зачем в нем код региона? Первый хозяин, допустим, приобрел машину в Москве, а продал ее человеку из Московской области, тот, поездив, продал в Курскую губернию... Привязка номера к региону интересна только сотрудникам дорожно-патрульной службы для определения «свой – чужой». Потому на новых номерах обозначение региона не нужно вовсе. За их счет можно еще больше увеличить емкость знака – например, добавлением еще одной буквы.
Далекие планы
Пока все это лишь планы. Сейчас разработан ряд проектов усовершенствования системы регистрации. Но чтобы они обрели перспективу, нужна целая цепь согласований между министерствами и ведомствами, принятие новых или изменение действующих законов.
Плюс эти предложения требуют современной материальной базы. Для начала – появления Единой информационной системы, в которой данные о каждом автомобиле и водителе будут доступны из любой точки России.
Владимир Баршев, «РГ»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 40 (730) от 7 октября 2008 года
Чтобы быть стройным, в рационе должны присутствовать объемные и низкокалорийные блюда