Если двигатель с наддувом
Расскажем о работе двигателя с турбокомпрессором и что делать для продления его ресурса.
Технические нюансы
Увеличить мощность бензинового и дизельного двигателя внутреннего сгорания без изменения рабочего объёма можно принудительной подачей (наддувом) в его цилиндры большего объёма воздуха, необходимого для полного сгорания дополнительной дозы топлива. Наиболее часто для этой цели используется турбокомпрессор (ТКР). Существуют турбокомпрессоры низкого и высокого давления. Первые сжимают воздух до 0,2—0,8 атм., делая 110—130 тыс. об./мин. Вторые — до 0,8—2,2 атм. при 150—210 тыс. об./мин. Прирост мощности, обеспечиваемый турбонаддувом, составляет 25—80%.
Эксплуатация
Турбокомпрессор при неправильной эксплуатации очень быстро выходит из строя. Поломка ТКР может быть вызвана использованием моторного масла, не рекомендованного заводом-изготовителем, нарушениями в работе систем зажигания и впрыска, низким качеством топлива, забитым катализатором и т. п. В результате происходит частичное или полное закоксовывание масла в каналах и отверстиях системы смазки вала. Это нарушает целостность масляной пленки и резко ухудшает отвод тепла от ротора. Температура вала с рабочей 80—90°С увеличивается до 400—450°С, и уже через несколько минут из-за образования задиров на поверхностях скольжения вала и подшипников происходит их заклинивание. Под действием громадных центробежных сил вал иногда изгибается и даже лопается; отламываются и лопасти крыльчаток.
Проблемы возникают и при прорыве газов в картер двигателя: избыточное давление во впускном коллекторе замедляет отток масла от вала ТКР, вызывая его перегрев. Возможно и вытеснение масла в камеру «горячей» крыльчатки. Образующийся при этом на лопастях нагар нарушает балансировку вала. В результате происходит повреждение ротора и корпуса турбины.
Укорачивает «жизнь» ТКР и несоблюдение правил эксплуатации двигателя. После запуска холодного мотора нельзя резко «газовать», иначе остывшее масло не успеет заполнить все каналы системы смазки вала. Для «прогрева» турбокомпрессора необходима пауза в 15—30 сек. После поездки нельзя сразу выключать двигатель — необходимо дать мотору поработать несколько минут на холостом ходу, чтобы обороты турбины снизились при функционирующих системах смазки и охлаждения.
При изношенном двигателе опасна неоправданно длительная его работа на холостых оборотах: пониженное давление в системе смазки может привести к масляному «голоданию» турбины.
Ресурс
При грамотной эксплуатации двигателя с турбонаддувом ресурс ТКР составляет не менее 150 тыс. км. Некоторые «экземпляры» выхаживают до 350 тыс. км. Ресурс ТКР зависит и от состояния воздушного фильтра двигателя, который надо менять не реже, чем через каждые 10 тыс. км, а при эксплуатации в условиях повышенной запыленности даже чаще, т. к. пыль, насекомые, листья и прочий мелкий мусор могут быстро засорить фильтрующий элемент. ТКР при этом начнет «задыхаться» или порвет фильтр и станет засасывать вместе с воздухом пыль, песок и даже открутившиеся гайки. Это ускорит износ деталей цилиндро-поршневой группы и может привести к «срезанию» лопастей компрессора, что тут же выведет турбину из строя.
В случае поломки турбокомпрессор обычно заменяют новым. Тем не менее, большинство ТКР все же можно отремонтировать.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 38 (728) от 23 сентября 2008 года
Незаконность возбуждения дел на «ГРИНН» подтвердили в Госдуме РФ