Если колеса косолапят
Регулировка углов установки колес по нормативам должна проводиться после 10—15 тыс. км пробега, а также после ремонта передней части кузова и подвески. Но бывают неисправности и ситуации, при которых надо также отрегулировать углы установки колес. Вот об этом и поговорим.
Сначала напомним, что на автомобилях с полным приводом, а также на имеющих независимую или полунезависимую заднюю подвеску углы установки колес надо регулировать также и на задней оси.
Неисправности, требующие регулировки
Автомобиль смещается при движении вправо или влево.
Причины: разные значения развала колес одной оси; разные значения углов наклона колес одной оси. Возможны другие неисправности, не относящиеся напрямую к регулировке углов установки колес.
Если углы установки колес отрегулированы, а машина все равно ведет себя странно, то стоит попробовать поменять колеса местами.
Позиция руля не совпадает с траекторией автомобиля. Такое обычно случается после наезда на препятствие или аварии, либо из-за износа деталей в результате большого пробега машины.
Причины: увеличенные механические зазоры в элементах передней подвески и рулевого механизма; колеса выровнены при неправильном положении руля; передние колеса не отрегулированы относительно оси симметрии.
Трудности с поворотом руля на стоянке.
Причины: чрезмерный угол продольного наклона поворотного шкворня; неправильный поперечный наклон поворотного шкворня; чрезмерный угол развала.
Рулевой механизм автомобиля в движении имеет слишком большой или слишком малый ход.
Причины: значение угла продольного наклона — неправильное.
Повышенный износ протектора колес.
Причины: характеристики схождения неудовлетворительны (проявляются «пилообразным» износом внутренних либо наружных дорожек протектора); угол развала неудовлетворителен (если одна или обе покрышки имеют характерный увеличенный износ с одного бока).
Свист при повороте (часто встречается на «классике»).
Причины: при правильно установленных углах неправильно установлено рулевое колесо. Следовательно, длина рулевых тяг — разная.
Любое случайное и преднамеренное воздействие на рулевой механизм и подвеску, будь то удар о препятствие на дороге либо замена рычагов, наконечников рулевых тяг, сайлентблоков, шаровых опор и т.д.
Сначала устраните неисправность
Регулировать углы установки колес при изношенных шаровых опорах или рулевых тягах — пустая и расточительная затея. Ведь после устранения дефектов все операции придется повторить заново. Поэтому сначала нужно проверить состояние подвески и рулевого механизма.
Кому доверить регулировку
Первое, на что вы должны обратить внимание, приехав на регулировку, — чистота в боксе: любой компьютер довольно плохо относится к грязи, пыли, маслу и т.д. Кроме того, если ваш визит придется на зимний период, помещение поста регулировки должно отапливаться.
Для точности измерений важно, когда стенд последний раз проходил калибровку. Датчики, считывающие информацию, — это довольно тонкие приборы, которые в процессе эксплуатации встряхиваются, роняются и т.д. По нормативам стенд должен не реже двух раз в год (а при необходимости — и чаще) проходить специальную настройку.
Развал-схождение можно делать и на яме, но современный компьютерный стенд требует наличия специального подъемника с поворотными кругами и/или плавающей платформой. В принципе, яма надежнее. Любой подъемник — скопище шарнирных и подвижных соединений, которые имеют обыкновение разбалтываться.
И еще один нюанс. Настоящий специалист перед началом работы обязательно проверит давление в шинах и «обожмет» подвеску, поочередно нажав на передний и задний бамперы. Хотя «обжатие» — полумера. Подвеска по правилам должна быть нагружена весом водителя и пассажира (75 кг х 2 = 150 кг), но правда практически невозможно увидеть подобное в наших сервисах.
Если вы хорошо чувствуете свой автомобиль, то, выехав из бокса, сами поймете, что побывали у настоящего мастера. Поскольку правильно отрегулированный автомобиль едет так, как будто ему вернули молодость.
Наша справка!
Регулировочные стенды
Современный стенд регулировки углов установки колес состоит из четырех измерительных головок и центрального блока с клавиатурой и дисплеем.
Головки отличаются друг от друга способом крепления к колесу. Наиболее распространенные способы крепления — 3-точечное (крепление к покрышке, называется также «крабом») или 4-точечное (крепится к ободу диска).
Еще одно немаловажное отличие — количество датчиков, установленных на одну головку. Существуют схемы обозначения — 6х4 и 8х4. Первый вариант дает незамкнутый контур, в то время как второй полностью замыкает весь автомобиль, позволяя намного проще выполнять некоторые процедуры. При схеме 8х4 легко вычисляются параметры установки колес на полноприводных автомобилях, она позволяет также с высокой степенью точности определить геометрию кузова.
Большинство компьютерных стендов развала-схождения обладают обширной базой, содержащей полный набор типовых параметров углов установки колес для подавляющего большинства эксплуатирующихся в настоящее время автомобилей (до восьми тысяч). Самые современные стенды (Mistral, Mistral PRO) «запоминают» практически все автомобили (до 10000 ячеек памяти), побывавшие на подъемнике, поэтому при вторичном обращении мастер будет работать уже по индивидуальным настройкам.