Кого считают курскими святыми?
Почему знаменитая матушка Мисаила до сих пор не канонизирована и официально не считается курской святой? А Николая II, напротив, пытались включить в этот список?! Впрочем, наряду с церковным деятелем, писателем Иоанном Кронштадтским. Эту часть истории родного края, пожалуй, знают единицы курян.
Икону пришлось переписать
Есть особый вид почитания святых – «местночтимость». Праведника прославляют в том регионе, с которым связан его путь. Таких на счету Курской области нет. Но есть другой список курских святых. В них включены те подвижники, чья биография тесно связана с нашим краем. Яркие примеры – Серафим Саровский и Феодосий Печерский. На этом, пожалуй, познания обывателя о курских святых и заканчиваются.
Оказывается, наши священнослужители могут подавать заявки в комиссию по канонизации в Москве. Последний раз подобное произошло в 2000 году. Список курских святых тогда пополнился двумя именами. А вот ходатайство нашей епархии признать курскими святыми Николая II и Иоанна Кронштадтского патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отклонил. Аргумент священнослужителей о том, что они бывали в наших краях, был признан несущественным.
Как говорит редактор газеты «Курские епархиальные ведомости» Людмила Штукина, накануне был создан «пробный вариант» образа «Собор святых, в земле Курской просиявших». На нем иконописцы изобразили и последнего русского самодержца. Икону пришлось переписывать. Окончательный вариант, без Николая II, сейчас находится в нижнем храме Знаменского собора. Любой может поклониться лику.
Уже 5 лет существует особый праздник – Собор курских святых. Он отмечается 1 августа. С благословения Алексия II за праздничную дату в 2003 году избрали день обретения мощей Серафима Саровского. А местные священники написали молитву курским святым. В соборе – 23 имени. Среди них – и те служители церкви, которые родились или жили в окрестностях Белгорода, входившего в состав нашей губернии.
Стал монахом, бросив каретное дело
На улице Максима Горького, неподалеку от налоговой инспекции, стоит дом, где жил будущий святой, оптинский старец Исаакий, в миру – Иван Антимонов, впоследствии ставший настоятелем святой обители. Старинная усадьба купцов 1-й гильдии Антимоновых давно поделена на квартиры. Всё, что знают жильцы: здание принадлежало знатным особам. Слова о том, что некогда тут жил будущий святой, принимают с большим недоверием. Некоторые священники полагают, что на подобных домах нужно вешать мемориальные таблички.
Между тем, святой действительно был из очень зажиточного рода. Его отец имел право приезжать к императорскому двору. В разные времена он управлял городом и возглавлял банк. Как говорит священник Владислав Реутов, тщательно изучавший жития курских святых, Антимоновы даже имели свой порт на Черном море. Сам Иван Иванович владел гостиным двором и мастерской по изготовлению карет.
Между тем, семья отличалась христианской строгостью. Так, родители будущего святого принимали участие в строительстве крестовой церкви Знаменского монастыря (ныне – областной краеведческий музей). А для раздачи милостыни в семье был назначен особый день в неделе.
В Оптину пустынь Иван Антимонов бежал тайно. Родители были против, чтобы он стал монахом. Прочитав оставленное беглецом письмо, отец вскричал: «Он, варвар, убил меня!» Отношения удалось восстановить лишь год спустя, когда Иван был уже послушником скита. В дальнейшем купеческий сын принял сан. А спустя годы отца Исаакия избрали настоятелем Оптиной пустыни. Этот пост он занимал до конца жизни. По кончине старца тело его предали земле. Но в 1995 году при восстановительных работах мощи были подняты и перенесены в собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Оптиной пустыни. В Курской области в Свято-Никольском храме поселка Горшечное и в Покровском храме села Кунье Горшеченского района хранятся частицы мощей Исаакия I и еще одного оптинского старца преподобного Макария.
Исцеляющие вериги
Интересна судьба преподобного Иоанна, затворника Святогорского. В миру его звали Иваном Крюковым. Будучи подростком, он общался с племянником Серафима Саровского, Семеном Мошниным. Последний много рассказывал о своем праведном дяде. С того времени заветной мечтой Ивана стало монашество.
Но бедные родители видели для своего чада иной путь. Когда Крюкову не было девяти, его отдали в обучение к печному мастеру, у которого он провел 7 непростых лет. Чтобы обеспечивать родителей, брался за любую работу. Со временем Иван смог открыть свою фабрику лепных печей и других изделий. Кроме того, обзавелся постоялым двором и гостиницей, приносившими хороший доход. Только обеспечив родных, Крюков посчитал, что может посвятить себя Богу.
Пешком дошел до Киево-Печерской Лавры, а потом отправился в Глинскую пустынь неподалеку от Сум. В дальнейшем оттуда его перевели в Святогорскую пустынь, под Харьковом. Здесь на 17 лет до кончины затворился в пещере. «Атмосфера кельи, резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает озноб лихорадочный. Все убранство кельи составлял открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, в гробе – немного соломы и убогое возглавие – в таком виде служил он ложем успокоения затворнику», – говорит в своей книге «Святые земли Курской» священник Владислав. При этом затворник не снимал с себя вериги (кандалы для умерщвления плоти), хотя тело под ними буквально гнило... Преподобный Иоанн всегда говорил, что его вериги позже будут очень необходимы верующим. Так и случилось: оковы после смерти затворника стали чудотворными, как и его мантия.
Настоящим испытанием для христиан стал советский период и гонения 20–30-х годов. Многие священники, которые не отказались от своих убеждений даже в ссылке и перед расстрелом, не предали других служителей церкви, были причислены к лику святых. Процесс изучения судеб и сбора документов для канонизации продолжается и поныне. Специально для этого при курской епархии образована комиссия, создающая базу по репрессированным священникам.
Не так давно святым признан Дамиан, архиепископ Курский, убитый в Соловецком лагере, куда его оправили на 10 лет. «Это единственный наш архиепископ, который был коренным курянином, – замечает отец Владислав. – Ни до него, ни после во главе епархии земляки не стояли». По доносу был расстрелян священномученик Онуфрий, архиепископ Курский и Обоянский. Оба они были причислены к лику святых на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной церкви 2000 года.
Будут ли когда-нибудь канонизированы известная целительница из Курского края матушка Мисаила и прозорливый настоятель Свято-Николаевского монастыря в Рыльске отец Ипполит? Одно из условий канонизации: после смерти подвижника должно пройти время. «Не следует проявлять поспешности в совершении канонизации недавно скончавшихся почитаемых клириков и мирян. Необходимо производить предварительное, тщательное и всестороннее документальное изучение их жизни и служения», – гласят правила. Важными критериями канонизации служат чудотворный дар, а в некоторых случаях – и нетленность останков.
Арсений ПОНОМАРЕВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 26 (716) от 1 июля 2008 года
Какие изменения Административного кодекса и Правил дорожного движения будут действовать с 1 июля
В жару любители холодца и макарон «по-флотски» рискуют подхватить кишечную инфекцию