Этикет для самых маленьких
Мне пришлось однажды увидеть такую картину: вместо того чтобы поблагодарить мальчика, давшего поиграть своей машинкой, некий малыш стукнул его этой самой машинкой по голове. Или другая ситуация: в ответ на напоминание мамы, что надо уступать бабушкам и дедушкам место в транспорте, мальчик ответил прямо: «Я сам устал и хочу посидеть». Но что тут можно сделать? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос в хорошо известных нам правилах хорошего тона.
Начнем с себя
Но сначала приведу еще один пример. Как-то довелось мне наблюдать на детской площадке такую сцену: мама объясняла маленькой дочке, что на горке нужно кататься осторожно, не толкаться и не драться. На что девочка резонно возразила: «А меня вчера одна тетя толкнула, когда мы с тобой были в магазине, и даже не извинилась!» Что тут скажешь? Действительно, как можно требовать вежливости от ребенка, когда сами взрослые нарушают эти правила? Но давайте все же постараемся объяснить малышу данную ситуацию и начнем примерно так: может быть, тетя так поступила, потому что в твоем возрасте плохо усвоила, что так поступать нельзя, а если все-таки так получилось, то нужно извиниться. Но лучше, конечно, если вы сами будете показывать малышу пример вежливости, а он будет смотреть на вас и учиться. Ведь если вы будете постоянно повторять, что со знакомыми людьми принято здороваться, но при этом молча пройдете мимо соседки, с которой недавно поссорились, ваши слова не возымеют действия.
А вот еще пример. На днях я встретила одноклассницу, она вела за руку пятилетнего сына. Мы с ней давно не виделись, начали оживленно делиться новостями; мальчик все это время стоял молча. И тут моя подруга сердито спросила его, почему он со мной не поздоровался? На что сын ответил ей, что не знает меня.
Логично: мы же не здороваемся с незнакомыми людьми, почему же это должен делать он? Тут налицо была ошибка взрослых: его маме надо было представить нас друг другу, или мне самой нужно было попросить ее об этом. Тогда бы не было этой неловкой ситуации.
Бывает, ребенок забывает о вежливости не потому, что не знает правил хорошего тона, а по причине неусидчивости и импульсивности. Он чем-то увлечен, вот и забыл поздороваться. Запаситесь терпением – со временем торопыжка перестанет забывать «волшебные слова» – особенно если вы будете ему настойчиво напоминать о необходимости их произнесения.
У каждой семьи существуют свои правила этикета. Например, в одном доме принято вместе завтракать и ужинать и не вставать из-за стола, пока все не поедят; в другом – благодарить друг друга за любой пустячок. Такие правила дети легко усваивают и следуют им с удовольствием.
Правда, родителям надо быть последовательными: приучите себя внимательно слышать то, что говорит ребенок, ведь трудно быть приветливым и любезным, если тебя не слушают и не пытаются понять.
Слово слову – рознь
Теперь несколько слов о сквернословии. Случается ли, что вы в порыве гнева, боли или обиды начинаете сыпать нецензурной бранью? Это, конечно, не здорово, но все же не говорит о том, что вы невежливы или невоспитанны. Так и малыш начинает первые «некрасивые слова» приносить из детского сада или с игровой площадки. Если вы будете реагировать на это криком или наказанием, ребенок только лучше запомнит эти слова. Отреагируйте спокойно и достойно: объясните, что некоторые слова неприятно слышать, что в языке есть много других способов выразить свой гнев или недовольство. И, конечно, не стоит возмущаться, если вы сами произносите бранные слова с завидной регулярностью.
И напоследок предлагаем вам несколько полезных советов, которые помогут вам вырастить вежливого и воспитанного ребенка:
– Если вы хотите научить ребенка отвечать на добрые знаки внимания в его адрес, слова вежливости должны появиться в его речи как можно раньше – уже тогда, когда он только учится говорить. А для этого, обращаясь к нему с просьбой, всегда начинайте фразу со слов «пожалуйста» и заканчивайте ее словом «спасибо».
– Используйте любые поводы, чтобы по достоинству оценить чей-то поступок.
– Старайтесь не обсуждать при детях других людей, особенно когда ваши оценки носят негативный характер.
– Чаще благодарите ребенка за послушание, за то, что он был терпеливым в ситуации долгого ожидания, сдержан в конфликте.
– Не забывайте поощрять ребенка за вежливость.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 26 (716) от 1 июля 2008 года
Какие изменения Административного кодекса и Правил дорожного движения будут действовать с 1 июля
В жару любители холодца и макарон «по-флотски» рискуют подхватить кишечную инфекцию