Дорожная «морзянка»
Знаки и сигналы вежливости и предупредительности давно уже прижились на российских дорогах. Считается, что азбука световой сигнализации появилась благодаря водителям-дальнобойщикам, а они, в свою очередь, научились этому в западных странах. Как бы то ни было, неформальное общение помогает водителям чувствовать себя увереннее на дороге и даже избегать неприятных ситуаций. Однако далеко не все водители распознают и понимают дорожную «морзянку». Попробуем помочь.
Аварийка
Начнем с самого распространенного и столь необходимого знака вежливости — поблагодарить пропустившего тебя водителя аварийкой. Но это не единственное значение данного сигнала. Точно так же с помощью аварийного сигнала можно и извиниться, если вы кого-то случайно «подрезали». Или сообщить слепящему вас дальним светом встречному водителю о том, что он неправ.
Кроме того, если, идя на приличной скорости, вы заметили какое-то препятствие, пробку или ДТП впереди — моргните идущим следом аварийкой. Это будет предупреждением о необходимости сбросить скорость. Часто спасает время, машину, да и жизнь на больших скоростях.
Дальний свет
Чаще водители подают друг другу сигналы дальним светом. Однако бывают ситуации, когда водитель элементарно не понимает дорожную «морзянку». Например, хочешь кого-то пропустить, моргаешь дальним, а он только оттормаживается и жмется к соседнему ряду... А ведь все просто. Один короткий «залп» дальним в лицо или в бок на перекрестке означает «Пропускаю!», два длинных в спину на дороге — «Пропусти!» Ну, и традиционное и излюбленное для всех водителей — дальним в лицо встречному означает «Впереди засада!».
Поворотники
Менее известны сигналы, подаваемые поворотниками. Исключением является разве что распространенный вариант обгона фуры на трассе: левый поворотник — «подожди, обгонять нельзя», правый — «обгоняй, свободно». Главное, после обгона не забыть: аварийкой — «спасибо», в ответ дальним светом либо коротким гудком — «не за что».
Включение левого в крайнем левом ряду — просьба впереди едущему авто принять правее и дать возможность обгона. Левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, — сигнал для остальных: впереди свободно! Короткий сигнал дальним в спину в сочетании с правым поворотником означает просьбу принять вправо и остановиться.