Курянка снялась у Андрея Кончаловского
Режиссер и актриса Ольга Антропова относится к той категории людей, рядом с которыми всегда веселье. Задорная и боевая выпускница Всероссийского государственного института кинематографии приехала в родной Курчатов на несколько дней – отдохнуть от столичной суеты. «Как только после какого-нибудь фильма наступает перерыв, собираю вещи – и домой, – смеется курянка. – Здесь так хорошо дышится». Сейчас Ольга готовится к съемкам своей первой полнометражной картины. Сценарий о событиях, произошедших на Курской дуге, практически готов. Осталось только найти деньги.
Поступление во ВГИК скрыла от родителей
– После школы с физико-математическим уклоном, которую я закончила с золотой медалью, решила поступать в курский тогда еще пединститут, – рассказывает Ольга. – Хотела с сестрой-двойняшкой отправиться на геофак, но она сказала, что двух Антроповых на одном факультете будет слишком. В общем, подала документы на индустриально-педагогический. Даже не думала, что специальность «Технология и предпринимательство» пригодится в «киношной» жизни. Оказалось, знания очень даже помогли.
Вуз Ольга закончила с красным дипломом и отправилась в Москву поступать в аспирантуру МГУ. «Наверное, и к лучшему, что не поступила, – смеется Антропова. – Тогда подумала: а почему бы не попробовать воплотить свою детскую мечту и не подать документы во ВГИК? Решила попытать судьбу сразу на двух отделених – документального и игрового кино».
О том, что их дочка пошла во ВГИК, родители даже не догадывались. «В курсе моей авантюры была только сестра, – признается Ольга. – Чего, думаю, народ смешить? Вот поступлю, тогда и приеду в родной Курчатов победителем».
Оказывается, только для того, чтобы допустили к экзаменам во ВГИК, нужно пройти ряд испытаний. Скажем, абитуриенту предлагают написать автобиографию. И далеко не стандартную: родился, учился, женился... А так, чтобы у преподавателей возникло желание посмотреть на этого человека. «Ох, помню, как я ее сочиняла, – смеется Оля. – Ведь нужно было чем-то зацепить преподавателей. Так что я в произвольной форме рассказала о себе, щедро сдобрив опус шутками-прибаутками. Сработало! Со мной захотели познакомиться. Также нужно было написать историю из жизни и замысел фильма, который я хотела бы снять».
Подав документы на конкурс, Оля вернулась в Курчатов. Из дома позвонила в институт, чтобы узнать результаты, и была ошарашена: «Вы не прошли». «Расстроилась, конечно, – признается она. – И тут вспомнила, что забыла спросить, когда можно забрать документы. Снова набираю номер. «Как ваша фамилия?» – слышу в трубке. – «Антропова», – говорю. – «Срочно в Москву, вы же поступили!» Оказывается, меня не приняли на «Документальное кино». Зато отделение игрового кино ждало».
На творческое испытание Ольга самостоятельно подготовила стихотворение, басню, прозу. «Я понимала, что романтический образ – не мое, не та внешность, – смеется девушка. – Ну не получится из меня Наташи Ростовой! Выбрала фрагмент стихотворения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Там как раз речь шла о тяжелой бабской доле. В общем, с образом угадала».
После очередного тура Ольга выходит в коридор ВГИКа и нос к носу сталкивается с Виталием Соломиным. «Сестра была в курсе всех моих дел, я ей позвонила и похвастала, что взяла автограф у самого Соломина, – со смехом вспоминает Антропова. – Мама услышала наш разговор и Алевтине пришлось признаваться, что я поступаю во ВГИК и что уже прошла несколько туров».
День рождения для Ирины Розановой
Но тут появилась еще одна сложность: как известно, второе высшее образование у нас в стране платное. У Антроповой не было денег даже на первый год обучения. Это ни много ни мало почти 4 тысячи долларов. Помог Владимир Михальчев, бывший в те годы мэром Курчатова – администрация города атомщиков нашла возможность выделить деньги на первый год обучения талантливой землячки.
Учебу Ольга вспоминает с удовольствием. Ведь именно во ВГИКе она познакомилась с будущим мужем. Вадим Барбаков учился на параллельном курсе с Антроповой, только на операторском факультете. «Вот начну снимать свой полнометражный фильм, оператора искать не нужно – он уже есть, – смеется Ольга. – Тем более что мы уже работали вместе на многих проектах».
Сейчас молодая семья плотно занята на съемках. «Конечно, никто не возьмет выпускника сразу на должность режиссера-постановщика, – говорит Ольга. – Считаю, чтобы понять и научиться этой профессии, нужно пройти весь путь – от «хлопушки» до режиссера-постановщика. Только на практике начинаешь осваивать профессию».
На картине «Грозовые ворота» Ольга работала ассистентом режиссера по актерам. «Звучит красиво, только на самом деле работа не такая уж и творческая, – поясняет она. – Нужно проследить, чтобы актер приехал на съемку, позаботиться о его быте. Иногда встречаются такие «звезды» – буквально жилы тянут. Я заметила, чем известнее человек, тем проще он в общении. Например, на фильме «Глянец», где я как раз и была ассистентом режиссера по актерам, меня покорил своей открытостью Ефим Шифрин. В перерывах между съемками он нас смешил, рассказывал какие-то байки. А Ирине Розановой мы организовали праздник. В один из дней у нее был день рождения. На набережной, где проходили съемки, мы поставили столики, купили какие-то угощения и попросили Розанову приехать. Когда она все это увидела, была очень тронута. Тут же послала кого-то в магазин докупить продуктов. Так что день рождения актрисы мы отмечали, сидя на улице. Когда идет съемка, все одеты, скажем так, неприглядно. И вот представьте – мимо идут люди и узнают Ирину Розанову. Но, оценив нас в наших «нарядах», понимают, что скорее всего ошиблись. Как может сама Розанова что-то отмечать в обществе каких-то бродяг?!»
Приглашение на Каннский фестиваль
В «Глянце» Ольга не только работала ассистентом по актерам, но и сыграла небольшую роль. «Мне так хотелось поучаствовать в самом процессе, что попросила какой-нибудь эпизод. Когда Андрей Кончаловский спросил: «А кто у нас швея?», показали на меня. Режиссер одобрил кандидатуру, заметив: «Пусть так и будет в кадре, никакого макияжа!» Кстати, с Кончаловским был забавный момент. У нас выдалась свободная минута, и мы решили перекусить. Порубили колбасу, хлеб. И тут появляется Андрей Сергеевич. Стал около столика и внимательно рассматривает наш нехитрый обед. «Так, что это тут у вас? Колбаска? Хлебушек? А сделайте-ка мне бутербродик...» И так ему наше угощение понравилось! Он даже в конце съемок интересовался, не осталось ли у нас колбасы. Но мы уже все съели».
Еще одну роль Ольга Антропова сыграла в фильме «Враги». Действие ленты происходит во время Великой Отечественной войны. В центре фильма история женщины, маленький сын которой был схвачен немцами за попытку подрыва поезда. Мать пытается спасти своего ребенка от расстрела. Эта трагедия обостряет отношения между жителями деревни и немецкими оккупантами, которые до этого пытались забыть о войне и мирно сосуществовать.
– Военный период – это лакмусовая бумажка, индикатор того, что в человеке есть хорошего и плохого, – уверена Ольга Антропова. – У меня почти готов сценарий фильма, посвященного Курской дуге. В свое время я уже обращалась к военной тематике: как режиссер сняла короткометражный фильм «Простая истина». Он о том, как мальчик находит в лесу раненого, тащит его к разрушенной церкви и выхаживает вместе со священником. Позже, увидев расстрел мамы и других жителей деревни, понимает, что спас фашиста. В конце фильма погибает мальчик, священник, а раненый остается жив. Когда мы только планировали снимать этот фильм, нам пообещали выделить деньги. Но в последний момент выяснилось, что помощи не будет. Мы наскребли нужную сумму и за три дня все отсняли. Помню, когда на «Мосфильме» делали озвучку, из карманов в прямом смысле доставали последнюю мелочь, мятые десятки – лишь бы рассчитаться со студией. После короткометражку мы отправили на международный Каннский фестиваль. Картина прошла отбор на конкурс, и нас пригласили в Канны. И тут выясняется, что материалы они принимают только на кинопленке, а мы, по бедности своей, смогли снять только видео. Чтобы перевести короткометражку с видео на кинопленку, нужно было 10 тысяч долларов. Такой суммы у нас, естественно, не оказалось. После «Простая истина» стала призером на кинофестивалях в Калуге и Обнинске. А что касается Канн, то теперь меня приглашают ежегодно, но ехать пока не с чем. Нет своей отснятой картины».
Сейчас Ольга работает сразу над двумя сценариями. Один – молодежная комедия – почти готов. Второй – серьезный фильм о военном времени. Действие происходит на курской земле. «Очень тяжело молодому режиссеру снять свой первый фильм, – тяжело вздыхает Антропова. – Проблема: деньги и еще раз деньги. Представьте: кинопленка стоит два доллара за метр. За две секунды экранного времени уходит метр пленки. Вот и посчитайте, сколько нужно закупить пленки, если хронометраж картины 80 минут. Полученное смело можно умножать на десять – ведь придется делать несколько дублей одной сцены. Всего (на аренду кинооборудования, гонорар актерам, монтаж, озвучку) понадобится около двух миллионов долларов – сумма огромная».
Несмотря ни на что, Ольга не унывает. Как говорится – живость характера не дает ей покоя. И почему-то мы уверены, что фильм о событиях на Курской дуге будет снят.
Марина ВЕБЕР
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Лидия
16 июля 2012, 21:16e-mail: belyankina.2012@mail.ru, город: БелгородПрочла статью ты Оля трудолюбивый человек ждём ваших хорощих фильмов. Желаем здоровья и успехов.